|
|
N°120, 08 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Главная артистка страны
На восемьдесят третьем году жизни после долгой продолжительной болезни скончалась Нонна Викторовна Мордюкова -- одна из самых ярких и значительных, «главных» артисток российского кино, истинная легенда, настоящий, непридуманный, исконный талант.
Первой героиней Нонны Викторовны в большом кино стала Ульяна Громова в «Молодой гвардии» (1947) Сергея Герасимова -- в фильме этом дебютировали очень многие артисты, ставшие впоследствии безусловными звездами советского кино. Роль молодогвардейской героини принесла актрисе Сталинскую премию (1949), но следующей работы ей пришлось ждать довольно долго. Только в 1954 году Мордюкова вопреки желанию худсовета появилась на экране в роли Стеши в «Чужой родне» Михаила Швейцера -- и немедленно стала знаменитой на всю страну.
Потом было еще множество ролей в фильмах, оказавшихся бесспорной классикой, но как минимум одна из них стоит в длинном почетном списке особняком -- совершенно феноменальный образ, созданный в фильме «Комиссар» Александра Аскольдова (1967), фильме, который пролежал на полке более двадцати лет, а когда наконец дошел до зрителя, был незамедлительно и с полным на то правом назван гениальным. Именно в связи с этой ролью Нонна Мордюкова была включена авторитетным британским справочником «Кто есть кто» в число десяти самых выдающихся актрис планеты.
Впрочем, наш зритель в большинстве своем вспоминает Нонну Викторовну совсем в другом качестве. Ее героини в комедийных и мелодраматических картинах 60--80-х годов воплощали тот образ настоящей русской женщины, с которой простой советский человек имел (сам порой этого не осознавая) счастье сталкиваться едва ли не каждый день. Никто из тогдашних актрис не смог воплотить этот образ с такой же полнотой, яркостью и, пожалуй, даже величием. Крылатые выражения, произносимые персонажами Мордюковой, никак нельзя отнести к числу сценаристских удач -- настолько плотно, неразрывно прирастали они к актерской фактуре. Они не были выдуманы или намечены специально -- сама актерская естественность, казалось, их исторгала. «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч, но не орел!» -- говорила Мордюкова в «Простой истории» (1960) Юрия Егорова. «Нравится он мне!» -- томно взывала она в «Женитьбе Бальзаминова» (1964) Константина Воинова. «Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку» -- а это уже из «Бриллиантовой руки» (1968) Леонида Гайдая. О том же, что творила Нонна Мордюкова в роли тещи малахольного Стасика в «Родне» (1981) Никиты Михалкова, и вовсе лучше благодарно промолчать -- если и было когда-нибудь еще на киноэкране выражено ощущение страны через женский образ, то припомнить «конкурента» трудно.
В последний раз Нонна Викторовна предстала на экране в собирательной, претендующей на всеохватный символ роли в «Маме» (1999) Дениса Евстигнеева, но попытка так и осталась попыткой: все самое главное, заветное и истинное уже было к тому времени сыграно, причем с таким необоримым чувством и мощью, что никаких постскриптумов не требовалось. Она и так была Родиной-матерью для нескольких поколений -- заботливой, сложной, умеющей и посмеяться над собой, и довести до катарсиса.
Нонна Мордюкова будет похоронена завтра на Кунцевском кладбище в Москве. Гражданская панихида не состоится -- таково было желание актрисы.
Отдел культуры