|
|
N°120, 08 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Легкое касание
Русский рисунок и акварель в Пермской государственной художественной галерее
По составу имен и широте представленных жанров -- портрет, пейзаж, исторические, анималистические композиции, иллюстрации, эскизы картин -- развернутая ныне в Пермской художественной галерее экспозиция рисунков и акварелей представляет собой настоящий музей в музее. Всего здесь представлено около семисот произведений. Выставлена приблизительно пятая часть собрания галереи, дающая великолепную панораму дореволюционного искусства.
Академический рисунок представлен карандашными работами П.И. Соколова -- «Натурщик» исполнен в период его римского пенсионерства. С вечным городом связан и рисунок Ф.П. Толстого «Сцена из римской жизни» -- аллегорические образы в тонко разработанном пейзажном окружении. Не менее интересны композиционные наброски исторических живописцев А.Е. Егорова и В.К. Шебуева, едва ли не самых блестящих рисовальщиков первой половины XIX века. Созданные ими эскизы демонстрируют великолепную технику точного контурного рисунка, который дает выразительное представление о нереализованных замыслах. Чрезвычайно редко и потому особенно ценно обращение Егорова к теме из русской истории -- «Басманов извещает Лжедмитрия о восстании в Москве». Портретное рисование начала -- первой половины XIX столетия представлено единичными экземплярами, но среди них рисунок работы Лермонтова -- «Сцены из ставропольской жизни».
Вторую половину XIX века можно изучать по работам Константина и Владимира Маковских, И.Е. Репина, В.М. Максимова, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, М.А. Зичи, Л.Ф. Лагорио, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.И. Сурикова, П.П. Соколова, Н.Н. Каразина, Г.К. Лукомского, А.К. Беггрова, Альберта Бенуа, В.И. Якоби, Р.Ф. Френца... В силу камерности задач оригинальной графики различия в работах приверженцев академического и демократического направлений, как правило, не выглядят принципиальными. Разница видна лишь в выборе мотива. Главное качество в работах выпускников Императорской академии художеств -- мастерство акварельной и рисовальной техники. Акварель в их произведениях привлекает чистотой и прозрачностью, а рисунок притягивает умением из сочетаний легких или энергичных линий, пятен и штриховки создавать изображение и образовывать форму. Особенно эффектно выглядит «Вид Венеции» А.П. Боголюбова. Изображение создано путем точечного касания кистью (работа с цветными оттенками), напоминающего изящный «мозаичный набор». В акварели цветовые пятна обладают способностью быть то почти воздушными (до призрачности!), то плотными и звучными. Для исполнения другого акварельного листа -- «Сигнал с затонувшего корабля» -- Боголюбов использовал папье-пеле. Это был новый для того времени материал, с типографским нанесением тона, поверх которого художник создает изображение.
В коллекции Пермской галереи нашло отражение свойственное графике конца XIX и начала XX века многообразие рисовальных техник и приемов. Прекрасны образцы графического наследия ведущих мастеров блистательной эпохи, известных не только своими живописными работами, но также благодаря неповторимой графической технике. Рисунок, требующий от художника особого мастерства и верности глаза, на рубеже столетий становится вдохновенно артистичным. Настоящую маэстрию графических приемов великолепно передают портретные и типажные образы Ф.А. Малявина, Б.И. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, исторические композиции Виктора и Аполлинария Васнецовых, И.Я. Билибина, М.В. Нестерова, пейзажи В.А. Серова, М.В. Добужинского, А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, иллюстрации А.П. Рябушкина к былинам о Василии Буслаеве, натюрморт В.Э. Борисова-Мусатова, композиционные рисунки А.Н. Савинова, акварели С.В. Герасимова, А.В. Шевченко и чрезвычайно редкие свидетельства времени первой мировой войны, исполненные А. Масловским.
Еще одна весомая ценность коллекции Пермской галереи -- работы художников, связанных с Уралом. Они занимают особое место как в живописной, так и в графической части собрания. К наиболее ранним по времени исполнения относятся карандашные портреты родителей А.А. Пищалкина, датированные 1830 годами. Произведения братьев Василия и Петра Верещагиных, которые в начале ХХ века своим даром городу положили начало художественному собранию, составляют заметную часть коллекции. Особенным мастерством и масштабностью отличаются карандашные рисунки Василия Петровича -- профессора исторической живописи Императорской академии художеств, автора многих эффектных композиций. Среди его произведений в графической коллекции есть эскизы и рисунки для картин и храмовых росписей, в том числе эскизы на сюжеты из истории христианства, созданные для украшения дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге. В коллекции находятся многие десятки акварельных листов уроженца Перми В.А. Плотникова (1866--1917), который завещал большую часть своего наследия родному городу. В конце XIX -- начале XX века художник по заданию академии объездил отдаленные районы России для создания серии изображений памятников старой деревянной и каменной архитектуры. Его акварели имеют не только достоинства исторического документа, но и отмечены искренним желанием показать своеобразие страны на пространстве от Архангельской и Вологодской губерний до Волги и Урала.
Сергей КУЗНЕЦОВ, Пермь