Время новостей
     N°120, 08 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.07.2008
Чисто английская поножовщина
Несколько дней назад викарий одной из лондонских церквей был доставлен в больницу в предынфарктном состоянии. Когда врач поинтересовался, что именно вызвало у него такой сильный стресс, викарий с грустью признался, что отпевал 15-летнего мальчика, заколотого ножом подростками с соседней улицы.

«Ну что же вы воспринимаете все так близко к сердцу», -- посетовал врач. «А как же я должен это воспринимать, -- возмутился викарий, -- ведь дети убивают детей! В моем приходе это уже второй случай в этом году. И ужас в том, что я не знаю, как с этим бороться».

В это трудно поверить, но в начале XXI века в богатой и благополучной Британии наблюдается необычайный разгул «ножевых преступлений». По данным МВД, все другие виды преступлений сокращаются, а этот только за последний год вырос более чем на 20%.

Общество больше всего встревожено тем обстоятельством, что главными действующими лицами в этой кровавой драме, разворачивающейся на улицах Лондона, Ливерпуля, Манчестера, Глазго и других городов, являются подростки от 13 до 18 лет. Они и преступники, и жертвы. Только в Лондоне с начала года зарезано насмерть 20 мальчиков, так и не доживших до своего совершеннолетия.

Самое ужасное, что убийства совершают с особой жестокостью. Жертв забивают бейсбольными битами и уже полумертвых многократно прокалывают ножами. В некоторых случаях еще и сжигают. Иногда заживо.

Поразительно, но поводы для такой дикой жестокости, как правило, самые невинные. 14-летнего мальчика из лондонского района Брикстон 16 раз проткнули ножом за то, что он осмелился подружиться с девчонкой с улицы, «принадлежащей» другой подростковой банде.

На днях в Лондоне погиб 16-летний Бен Кинселла, брат звезды популярного британского сериала «Истэндерз». По данным полиции, в соседнем с домом пабе он отмечал вместе со своими одноклассниками окончание средней школы. В заведении, которое, кстати говоря, находится в двух шагах от дома мэра Лондона Бориса Джонсона, между компанией погибшего и находившимися в баре другими подростками вспыхнула ссора, которая тут же переросла в драку. В ход пошли ножи. Бен, который пытался разнять дерущихся, получил четыре колото-резаных ранения и умер по пути в больницу. За несколько дней до этого при схожих обстоятельствах от серии ножевых ранений погиб совсем еще юный актер Роб Нокс, сыгравший в фильме про Гарри Поттера.

А на прошлой неделе страна была шокирована зверским убийством двух французских студентов на юго-востоке столицы. Предполагается, что злоумышленники забрались в квартиру студентов с целью похитить ноутбук, компьютерные игры и, по-видимому, деньги. Натолкнувшись на хозяев, убийцы долго их пытали, чтобы узнать ПИН-коды их кредитных карточек, потом закололи юношей ножами, а напоследок подожгли квартиру, облив ее бензином. Врачи сообщили, что на теле одного из студентов было обнаружено более 100 ножевых ран, а на теле другого -- более 200.

Отвечая на вопрос, что же все-таки происходит, преподаватель психологии Кентского университета Эмили Робсон сказала «Времени новостей», что ситуация действительно очень тревожная. «Нож -- легкодоступное оружие, которым поначалу пользовались лишь немногие преступные элементы в подростковой среде, -- говорит г-жа Робсон. -- Однако рядом с тем, у кого в кармане нож, другие подростки не чувствуют себя в безопасности. Поэтому они тоже кладут в карман кухонный или перочинный нож. Возникает эффект падающих домино -- число ножей в руках подростков увеличивается в геометрической прогрессии. А дальше все элементарно: малейшая ссора, которая раньше закончилась бы потасовкой и синяками, теперь может привести к летальному исходу».

Что касается жестокости, то она, по мнению психолога, в значительной степени обусловлена утратой нравственных ориентиров у части молодежи. Речь идет в первую очередь о детях из неблагополучных семей. По словам эксперта «ВН», «отстав в образовании, спорте и других областях, где подростки обычно добиваются авторитета, эти дети стараются подчинить себе сверстников с помощью насилия».

Нельзя сказать, что власти бездействуют. Скотланд-Ярд создал специальное подразделение по борьбе с поножовщиной. У мэра Лондона появился заместитель по вопросам работы с трудными подростками. Судьи ужесточили наказания за использование и ношение холодного оружия. Тюрьмы лопаются от юных арестантов. Но число жертв «ножевых преступлений» в Великобритании не уменьшается. Кстати, вчера, уже во время работы над этим материалом, пришло сообщение, что в больнице скончался еще один 14-летний мальчик. И снова в полицейском отчете знакомые слова -- мелкая ссора, многочисленные колото-резаные ранения...

Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон