Отель «Виндзор» на берегу озера Тоя, где вчера
собрались лидеры «большой восьмерки», с утра накрыло туманом. Накануне вечером он окутал аэропорт близлежащего городка Титосэ, куда слетались главы государств. Но оставались надежды, что до «Виндзора» непогода не доберется и лидеры «восьмерки» смогут увидеть уникальные красоты местной природы. Ведь в общем-то из-за них японские власти и выбрали это место для проведения саммита -- чтобы приехавшие сюда воочию могли убедиться, что природу стоит беречь, и исполнились решимостью сообща платить за это. Вчера японская затея никак не могла увенчаться успехом: в нависшем молоке тумана невозможно было не только наслаждаться видами озера Тоя, но и разглядеть человека на расстоянии нескольких метров.
В такой обстановке политикам оставалось полностью сосредоточиться на повестке переговоров и двусторонних встречах.
Для Дмитрия Медведева минувший день вообще был суперважным: он вместил переговоры с главами США, Великобритании, Германии и Франции.
Джордж Буш стал первым собеседником российского президента. Американский лидер после этой беседы поделился своими впечатлениями с прессой. Он едва ли не слово в слово повторял свои оценки предыдущего российского президента, Владимира Путина. «Он удобный и компетентный собеседник, и я верю в то, что, когда он говорит мне что-то, он действительно так думает», -- сказал Буш, добавив, что считает г-на Медведева «толковым парнем». Впрочем, знаменитое «я посмотрел в его глаза и увидел его душу», сказанное когда-то про Путина, Буш повторять не стал. Напротив, он почему-то сказал, что не намерен «лезть в душу» г-на Медведева: «Я не собираюсь сидеть здесь и заниматься психологическим анализом этого парня». Что имел в виду американский лидер, осталось неясным, тем более что, как говорят немногочисленные участники его общения с прессой, тирада про Дмитрия Медведева последовала на совсем другой вопрос, о собственных планах Буша на оставшиеся полгода президентства.
Помощник российского президента Сергей Приходько раскрыл детали разговора. По его словам, г-н Буш традиционно интересовался состоянием российско-грузинских отношений. На что получил ответ в том духе, что Москва настроена на нормализацию этих отношений, но не видит достаточного желания с грузинской стороны. В свою очередь Дмитрий Медведев заметил президенту США, что нет реального продвижения
в переговорах Москвы и Вашингтона по ПРО: идеи, которые обсуждаются на высоком политическом уровне, фактически «обнуляются» потом на уровне рабочих переговоров. Медведев, по словам Приходько, высказал серьезную обеспокоенность по поводу
контактов США с Литвой на тему размещения в этой стране ракет-перехватчиков американской системы ПРО (речь об этом зашла после
неудачных переговоров Вашингтона с Варшавой). Для России это «недопустимо», сказал, по словам г-на Приходько, российский президент американскому. Итог этого разговора помощник г-на Медведева описал так: «Уловили настрой администрации (американской. --
Ред.) на продолжение соответствующего диалога».
Главной интригой вчерашнего дня была встреча г-на Медведева с британским премьером Гордоном Брауном. Отношения Москвы и Лондона уже не первый год напоминают «холодную войну», и это особенно отчетливо видно на фоне товарищеских отношений с Берлином и Парижем (что проявилось и на нынешних переговорах с г-жой Меркель
и г-ном Саркози). Команду Дмитрия Медведева на переговорах с британским премьером составили два его помощника -- Сергей Приходько и Аркадий Дворкович, а также заместитель главы администрации президента Алексей Громов и замминистра иностранных дел Сергей Кисляк.
От этой встречи можно было ожидать, что собеседники не будут играть в дипломатию и поговорят о неприятном друг для друга. Так и произошло. Сергей Приходько сказал журналистам, что главы государств были «предельно откровенны» и «не обошли ни один из острых моментов в политической и гуманитарной сфере». Хотя г-н Медведев, по его словам, сразу предложил г-ну Брауну вернуть российско-британские отношения на прежний уровень, который был несколько лет назад. В числе же «острых моментов», по словам г-на Приходько и других источников, оказались, в частности, ситуация с Британским советом,
нефтяной компанией ТНК-ВР и требование Лондона о выдаче Андрея Лугового. В отношении ТНК-ВР г-н Медведев, по словам его помощника, отметил, что «у российских государственных органов нет никаких намерений чинить какие-либо искусственные препятствия» в вопросе выдачи разрешений британцам на работу в России. Г-н Приходько добавил: «Нужно выполнять российское законодательство по оформлению именно трудовых виз». Президент же, по его словам, обратил внимание Гордона Брауна на то, что «эти процедуры приближены к тем, которые действуют в странах Евросоюза».
Понятно, что на все «острые» вопросы у Дмитрия Медведева есть вполне конкретные ответы, которые не обязательно должны нравиться Лондону. Но Гордона Брауна скорее всего больше волнует ситуация в глобальной экономике, чем некоторые из таких «острых» вопросов, задать которые он обязан в силу должности. И по словам г-на Приходько, значительную часть беседы Медведев и Браун посвятили состоянию дел на энергетическом рынке, в продовольственном и финансовом секторах. Другой участник переговоров отмечает, что собеседники были явно заинтересованы диалогом, проговорили больше отведенного протоколом времени и готовы были продолжать разговор и дальше. В частности, оба сходятся в том, что кризис в мировой экономике стал следствием глобализации, и в особенности развивающиеся страны могут воспринять этот факт как повод для закрытия своих экономик, -- а потому задача крупных стран -- справиться с вызовами глобализации и убедить других в том, что она несет больше пользы для экономического развития, чем вреда.
«Есть определенные перспективы для позитивных подвижек в отношениях, -- осторожно резюмирует г-н Приходько, -- но улучшить их будет непросто».
В целом итог первого дня первого для Дмитрия Медведева саммита «большой восьмерки» выглядит успешным. Хотя нельзя не отметить одну деталь. Российский президент пока весьма молчалив в публичной сфере. Джордж Буш уже сделал несколько заявлений для прессы, Гордон Браун и Ангела Меркель тоже не избегают общения с журналистами. Дмитрий Медведев пока ограничивается протокольными заявлениями перед телекамерами с партнерами по переговорам, а итоги его встреч и ход саммита комментируют другие члены российской делегации. Это лишь подогревает интерес к тому, как проявит себя российский лидер сегодня, во время основных дискуссий с партнерами по «восьмерке».
Что касается общей повестки саммита, то вчерашний день был посвящен Африке. Лидеры «восьмерки» обсуждали с приглашенными руководителями Алжира, Ганы, Нигерии, Сенегала, Танзании, Эфиопии и ЮАР проблемы Черного континента и свои планы содействия его развитию. Предполагалось, что дискуссии увенчаются принятием и публикацией некоего совместного документа, описывающего планы «восьмерки» в отношении Африки. Но этого не случилось. Агентство ИТАР-ТАСС указывает, что заготовленный организаторами саммита проект заявления предполагает, что "восьмерка" увеличит государственную помощь Африке с 2010 года на более крупную сумму, чем было решено на саммите 2005 года в Великобритании (тогда была поставлена цель более чем удвоить помощь к 2010 году по сравнению с уровнем 2004 года, и эта задача пока не выполняется).
Со ссылкой на источник в российской делегации ТАСС сообщает, что сегодня руководители "восьмерки" намерены продолжить согласование документа в узком составе, без участия гостей. По всей видимости, заминка связана именно с формулировками, описывающими финансовый аспект помощи. Ведь еще на саммите-2005 в Глениглсе не все хотели подписываться под амбициозными обязательствами, которые пробивал тогда Тони Блэр, подчеркивая, что программы помощи Африке и так широки и не всегда эффективны. Но Блэр тогда мобилизовал в свою пользу столь мощную общественную поддержку, что не оставил «восьмерке» выбора. На этот раз, похоже, перед ее лидерами именно стоит выбор -- принимать ли новые экстренные инициативы по Африке (например, закупки продовольствия) или действовать по старым планам, да еще стоит держать в голове предлагаемые Японией планы по финансированию инвестиций в разработку чистых энергетических технологий.