Время новостей
     N°119, 07 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.07.2008
Минэнерго заправляется
Сергей Шматко обещает конкуренцию на топливном рынке
Правительство по-прежнему ищет способы повлиять на рост цен на бензин. Существенные налоговые преференции, которые должны привести к росту предложения на рынке, российским нефтяным компаниями оно уже пообещало. А в выходные министр энергетики Сергей Шматко заявил: «Мы принимаем меры, чтобы на рынке нефтепереработки была нормальная конкуренция». Что это за меры, он не уточнил, но сообщил, что среди них отмена ввозных пошлин на высокооктановый бензин и авиакеросин.

По подсчетам информационно-аналитического центра «Кортес», с начала этого года бензин марки АИ-76 в Москве подорожал на 18% -- сейчас его средняя цена составляет 20,34 руб. за литр (в январе -- 17,16 руб.). Средняя стоимость АИ-92 увеличилась на 14%, с 20,64 до 23,59 руб., а АИ-95 -- на 13%, с 22,11 до 25,06 руб. При этом рост цен на бензин существенно опережает инфляцию, которая за полгода составила примерно 8,5%.

Предложение по сдерживанию роста цен на бензин, озвученное г-ном Шматко, не ново. В апреле прошлого года по предложению Минэкономразвития правительство отменило 5-процентную ввозную таможенную пошлину на авиационный и автомобильный бензин сроком на девять месяцев. Тогда министерство утверждало, что такой шаг является еще одним способом побороть растущую сверх плана инфляцию.

Однако это не спасло ситуацию. Что, кстати, и предполагали эксперты -- импорт бензина незначителен. По данным Федеральной таможенной службы, с января по апрель текущего года в страну было ввезено всего 192,6 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе специальных бензинов 28,4 тыс. тонн, бензинов с октановым числом от 95 до 98 -- 5 тыс. тонн, с октановым число 98 и более -- 2,6 тыс. тонн. При этом с начала года в стране было произведено 14,2 млн тонн автомобильного бензина. Поэтому очевидно, что снижение цен на топливо вряд ли произойдет, даже если правительство освободит от пошлин высокооктановый импортируемый бензин.

Г-н Шматко, похоже, понимает недостаточность этих мер. «При этом мы намерены максимально стимулировать переработку внутри страны, в том числе путем налоговых стимулов», -- сказал он в выходные. По его словам, правительство уже подготовило пакет мер, которые позволят сократить фискальную нагрузку на нефтяные компании на 4--5 млрд долл. в год, что нефтяные компании «восприняли с большим оптимизмом». В минувшую пятницу Госдума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в Налоговый кодекс, изменяющие шкалу налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти. Так, при исчислении ставки НДПИ будет повышен необлагаемый налогом ценовой минимум -- с 9 до 15 долл. за баррель. Кроме того, поправки подразумевают налоговые каникулы в тех провинциях, где для начала разработки месторождения требуются большие капитальные вложения. Г-н Шматко пообещал не останавливаться и дальше разрабатывать меры стимулирования, «в том числе и налогового».

Кирилл МЕЛЬНИКОВ