|
|
N°119, 07 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гражданское общество вольных каменщиков
Лидер российских масонов провозгласил курс на открытость
В Музее истории религии в Санкт-Петербурге открылась выставка «Масонство: история, ритуал, символика». «Это вообще первая выставка, посвященная истории масонства в мире и в России с начала XX века, -- утверждает куратор и научный руководитель этой темы Марина Птиченко. -- У нас прекрасная коллекция масонских предметов, и мы давно мечтали о том, чтобы показать ее зрителям».
В двух небольших залах Музея истории религии представлены главным образом ритуальные вещи, предметы облачения членов братства вольных каменщиков, а также многочисленные изображения масонских знаков -- пяти- и шестиконечные звезды, песочные часы, черепа, документы, рукописи, фотографии. Как говорят организаторы выставки, они ставили себе задачу приоткрыть завесу тайны над масонской секретностью, частично расшифровать символику.
Например, белые перчатки символизируют чистоту помыслов масонов, чистоту их намерений. Это очень важная составляющая облачения -- она напоминает легенду о еврейском мастере-строителе Хираме, который разделял своих учеников на рабочих, подмастерьев и мастеров. Здесь можно увидеть запоны -- фартуки, важнейший предмет ритуального масонского облачения, ленты, которые вручали посвященному в мастера, шпаги -- символы разделения степеней посвящения. Кстати, именно из-за сходства наградной символики многих стран и символов, используемых масонами в своих ритуалах, и возникла столь близкая многим россиянам мысль о всемирном масонском заговоре.
Большой раздел выставки -- история масонства в России, где оно особенно бурно развивалось с 1770-х годов и до конца царствования Александра I. После восстания декабристов, многие из которых были членами масонского братства, на деятельность лож был наложен строжайший запрет. Особый интерес представляет скромная экспозиция, посвященная российскому масонству в 1920-е годы, -- фотографии комнаты, где собиралась знаменитая ложа Астрея и несколько принадлежавших ей предметов. Советские времена истребили масонов, и от тайного общества остались только легенды и мифы.
Впрочем, появившийся на открытии выставки главный российский масон Андрей Богданов пытался доказать, что он-то точно не миф. «Современное русское масонство сделало выбор в сторону открытости, -- утверждает он. -- Сегодня масонство в России стало частью того гражданского общества, которое мы строим. И мы постараемся использовать свои братские связи, чтобы имидж России, в том числе масонский, продвигать в том направлении, что Россия -- это современная демократическая страна».
Стремление к открытости поддержала и присутствовавшая на открытии депутат Государственной думы Елена Драпеко. «Это часть жизни нашего общества, которая всегда находилась под гнетом запрета, ее скрывали, а сегодня мы говорим о становлении гражданского общества, то есть о влиянии общества на власть и политику. А масоны -- тоже часть этого гражданского общества», -- вторила она г-ну Богданову.
При этом лидер российских масонов, который, как известно, совсем недавно баллотировался на пост главы государства, несколько запутался в том, какую деятельность он считает приоритетной. С одной стороны, г-н Богданов утверждал, что «в братстве не принято обсуждать вопросы политики и религии», с другой -- настаивал на том, что не видит противоречий в совмещении политики со званием великого мастера. Это звание, пояснил он, «помогает укреплять международные связи, которые работают на улучшение имиджа России в мире». Однако тут же на вопрос, занимается ли он внешней политикой, Андрей Богданов ответил: «Что вы, масонство и политика никак между собой не связаны!»
Наталья ШКУРЕНОК