Произошедший в ночь на пятницу во время концерта по случаю Дня независимости Белоруссии взрыв накалил страсти в обществе. Власть и оппозиция сделали ряд громких заявлений, при этом с обеих сторон заметна некоторая растерянность. Взрыв произошел фактически в присутствии первого лица государства -- президент Александр Лукашенко в это время находился на концерте, правда, вдалеке от эпицентра. «Не думаю, что это было направлено против меня... Я все-таки через дорогу был, подальше от этой провокации», -- заявил президент журналистам в субботу.
Самодельное устройство, начиненное гайками и болтами, взорвалось в 0.25 в ночь на 4 июля на краю площадки, где проходил концерт под открытым небом. Пострадало несколько десятков человек, 47 раненых госпитализированы, трое до сих пор находятся в тяжелом состоянии.
Концерт продолжался и после взрыва. По словам Лукашенко, такое решение было принято во избежание паники и давки в месте, где собралось около полумиллиона человек. К тому же, как подчеркнул президент, «нас запугать очень сложно и трудно». Президент Лукашенко взял расследование под личный контроль. Уголовное дело возбуждено по статье «хулиганство».
Оппозиция опасается, что взрыв может стать причиной давления на нее со стороны властей накануне
назначенных на сентябрь парламентских выборов. В своем заявлении оппозиционеры призвали руководство страны «воздержаться от соблазна использовать произошедшее как повод для организации очередной кампании репрессий в отношении политических оппонентов». Независимый белорусский политолог Александр Класковский в интервью «Времени новостей» назвал такую реакцию вполне объяснимой, поскольку «ранее официальная пропаганда не раз заявляла, что цель оппозиции -- дестабилизация обстановки в обществе любыми методами».
В субботу Александр Лукашенко и впрямь сделал ряд намеков, неприятных для политических оппонентов. Обращаясь к журналистам, президент подчеркнул, что День независимости символизирует единство нации: "И никакие провокации здесь никому не помогут, если кому-то это все не нравится. Таких у нас в стране немало, хотя и не очень много, тех, кому не нравится этот праздник. И вы их знаете, и многих в лицо".
Лукашенко пообещал разобраться с организаторами взрыва по закону вне зависимости от того, кто они -- «лидеры они будут или не лидеры, значимые фигуры для Запада, для Востока или для внутреннего потребления». Он заверил, что "закручивания гаек" в масштабе всей страны в связи с инцидентом не будет. «Гайки мы будем заворачивать на головах у тех, кто причастен к этому. У нас для этого достаточно сил, ума и выдержки», -- пообещал вместе с тем президент Лукашенко.
"С одной стороны, Лукашенко говорит о стабильности и единстве нации, с другой -- намекает на существование врагов, наличие которых со стабильностью вроде бы несовместимо. Это противоречие является своего рода отражением существующих в обществе проблем», -- заметил в беседе с «ВН» Александр Класковский. Он выразил сожаление, что «власть не использовала возможность консолидировать общество перед лицом трагедии».