Взрывы в Абхазии и стрельба в Южной Осетии ослабляют позиции российских миротворцев
В минувшие выходные у российских миротворцев в непризнанных республиках Абхазии и Южной Осетии снова обнаружились явные проблемы с выполнением их непосредственной задачи --
сохранением мира в зоне конфликта. В пятницу стало известно об обстрелах Цхинвали, в результате которых президент Южной Осетии Эдуард Кокойты объявил было всеобщую мобилизацию. Но прекратил ее через несколько часов, демонстрируя таким образом добрую волю к соблюдению существующего формата урегулирования конфликта. Одновременно президент Абхазии Сергей Багапш объявил, что готов усилить восточную группировку абхазских вооруженных сил, находящуюся вблизи фактической границы между Абхазией и Грузией, если обстрелы Цхинвали не прекратятся: Абхазия не может безучастно относиться к происходящему в братской непризнанной республике. А в воскресенье утром уже в самой Абхазии прозвучали один за другим четыре взрыва. Взрывы хотя и не нанесли вреда жизни и здоровью людей, но в очередной раз сгустили атмосферу в зоне конфликта, которая вопреки бесконечным заверениям Абхазии, Грузии и России в их искреннем миролюбии все больше напоминает предвоенную.
В отличие от нескольких взрывов,
которые прогремели собственно на территории Абхазии на прошлой неделе, воскресные заряды были заложены на грузинской стороне реки Ингури, то есть уже не в Абхазии, но все еще в зоне конфликта, которую по идее должны охранять российские миротворцы. От взрыва пострадала машина заместителя начальника полиции Зугдиди, ближайшего к абхазской границе грузинского райцентра. Полицейские, по их словам, приехали туда раньше миротворцев, после того как прогремели три первых взрыва, и как раз поспели к четвертому.
Уже после этого к месту инцидента выехала группа разминирования российских миротворцев, и помощник командующего Коллективными силами по поддержанию мира Александр Диордиев аккуратно намекнул на причастность к инциденту грузинской стороны. По его словам, на месте происшествия нашлись обрывки грузинской спецназовской формы, в которую, как предположил офицер, был завернут один из снарядов. Кроме того, миротворца насторожил факт молниеносного появления на месте событий съемочной группы грузинского телевидения: журналисты оказались там быстрее, чем можно доехать из Зугдиди.
Грузинская полиция немедленно опровергла эти предположения: по словам полицейских, съемочная группа доехала до места происшествия настолько быстро, насколько это было возможно, а форма черного цвета давно уже не используется для обмундирования грузинского спецназа. Грузинская сторона недвусмысленно указала на возможную причастность к взрывам даже не абхазских, а российских злоумышленников. «Российская сторона ведет себя как террорист, идя на эскалацию напряженности и провоцирование столкновений», -- полагает председатель комиссии грузинского парламента по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия. По мнению ряда грузинских политиков, российская сторона пытается таким образом доказать несостоятельность новых инициатив по урегулированию конфликта, которые сейчас предлагают Грузия и ее западные партнеры.
О новом плане мирного урегулирования, выработанном при участии экспертов из США, Франции, Германии и Великобритании, стало известно несколько дней назад во время визита президента Грузии Михаила Саакашвили в Берлин. Не раскрывая нюансов плана, министр иностранных дел Грузии Эка Ткешелашвили лишь сообщила, что он подразумевает среди прочего изменение формата миротворческих операций в Абхазии и Южной Осетии. Речь, по всей видимости, идет об усилении полицейского, а не военного компонента миротворческих миссий и о том, чтобы как минимум сократить в них роль российских военных.
Практически одновременно в Москве произошла встреча президента Дмитрия Медведева с главой Абхазии Сергеем Багапшем, которая дала основания предполагать, что Кремль готов обсуждать новые предложения и ставит об этом в известность руководство непризнанной республики. В некоторых российских газетах появилась также гипотеза о том, что Москва, возможно, согласится на раздел «сфер влияния» в Абхазии -- так, чтобы юго-восток республики отошел под контроль Тбилиси, а северо-запад остался в его нынешнем положении. Но обе версии были опровергнуты всеми заинтересованными сторонами, а в Абхазии прозвучали первые взрывы, правда, часть экспертов была склонна видеть в них признаки конфликта коммерческих интересов.
Но если такая версия выглядела более-менее оправданной в отношении взрывчатки, заложенной в конце июня на рынке в Сухуми и на площадке, где строился новый магазин, то воскресные взрывы, кто бы за ними ни стоял, наносят прямой ущерб репутации российского миротворческого контингента в Абхазии -- просто потому, что они прозвучали непосредственно в зоне их ответственности. Практически одновременно власти Абхазской Сванетии, части Кодорского ущелья, которая контролируется грузинским правительством, в очередной раз объявили о незаконных поставках оружия в Абхазию, которые произведены российской стороной в количестве 45 вагонов.
Российское Министерство обороны назвало это заявление «безответственным и странным». Накануне российские военные выразили крайнее беспокойство в связи с ситуацией в Абхазии и фактами, которые в субботу обнародовал президент Абхазии Сергей Багапш. По словам абхазского лидера, в Сухуми располагают грузинскими документами, которые уличают Тбилиси в попытке начать или по крайней мере спланировать силовой захват республики весной 2008 года. В заявлении российского Министерства обороны эти сведения расценивают как свидетельство намерения Грузии разрешить конфликт силой и обещают, что российские миротворцы будут продолжать выполнять свои задачи в соответствии с мандатом и сделают все, чтобы не допустить кровопролития.
Министр внутренних дел Южной Осетии Михаил Миндзаев уличил грузинскую сторону в подготовке к силовым акциям в зоне конфликта. По его словам, грузинская сторона стягивает дополнительные войска в окрестности Цхинвали и увеличивает военное присутствие в контролируемых ею селах региона. По словам г-на Миндзаева, грузинская сторона за последние дни увеличила до 24 число незаконных блокпостов в зоне конфликта. Правда, командующий штабом миротворческих операций грузинского министерства обороны Мамука Курашвили объяснил это заявление богатым воображением югоосетинского министра. И сослался на командующего Смешанными силами по поддержанию мира, российского генерала Марата Кулахметова, который, по словам г-на Курашвили, буквально только что принял участие в мониторинге зоны грузино-югоосетинского конфликта. Грузинская сторона констатировала также факты ночного открытия огня по грузинским селам со стороны Цхинвали -- таким образом, вопрос о том, кто начал стрелять, в очередной раз скорее всего останется без ответа.
Кто бы ни стоял за взрывами в Абхазии и обстрелами в Южной Осетии, эти факты не свидетельствуют об успехе российских миротворцев и добавляют очков тем грузинским политикам, которые настаивают на их замене. Особенно на фоне недавних скандалов со сбитыми в Абхазии грузинскими беспилотниками, которые, по мнению части экспертов, могли быть уничтожены только российскими военными пилотами, незаконно базирующимися в Гудауте, и истории с введением в Абхазию дополнительных российских войск, пусть и железнодорожных.
В совокупности все эти факты действительно создают впечатление растущего давления на Грузию с российской стороны, цель которого неясна. Между тем это впечатление не особенно выгодно для нового российского лидера Дмитрия Медведева, который в воскресенье на празднике в Астане в очередной раз предостерег своего грузинского коллегу Михаила Саакашвили от «нагнетания обстановки» и тут же предложил продолжать «переговорный процесс со всеми вовлеченными в него сторонами».
При этом единственной стороной в этой запутанной ситуации, уже несущей прямые и ощутимые материальные потери, остается Абхазия, симпатию к которой так любят подчеркивать российские политики. Президент Багапш вчера еще раз заверил, что в Абхазии только сейчас началось настоящее лето, что ехать отдыхать в его субтропическую республику не только можно, но и нужно и что у абхазских властей хватит сил, чтобы оградить туристов от любых неприятностей. Но Российский союз туристической индустрии сообщил вчера же, что из-за пессимистических новостей по телевизору покупатели уже начали отказываться от приобретенных туров в этот регион, а общий поток желающих посетить «страну души» в этом году на треть меньше, чем прошлым летом.