|
|
N°119, 07 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Письмо Мартине Навратиловой
Дорогая Мартина!
В одном из интервью в ходе Уимблдонского турнира, если до нас дошел правильный его перевод, Вы сказали, что не очень впечатлены нынешним женским теннисом. Мол, когда такое было, чтобы четыре первые «сеяные» теннисистки вылетали еще до четвертьфинала. Кроме того, Вы совершенно справедливо напомнили, что Ваше противостояние с Крис Эверт долгие годы было украшением мирового женского тенниса, как сейчас украшением мирового мужского тенниса становятся финалы Федерер--Надаль. И все-таки, мне кажется, Вас должен был порадовать женский финал «Уимблдона» с участием сестер Уильямс, который Вы наблюдали воочию. Хотя Серена и Венус сейчас являются соответственно шестой и седьмой ракетками мира, но они явно остаются лучшими игроками десятилетия, что еще раз с блеском подтвердили.
Впрочем, Вы в этом интервью подняли одну из главных проблем не только тенниса, но и всего большого спорта. С одной стороны, публика жаждет видеть великих чемпионов, побеждающих раз за разом, устанавливающих рекорды, превосходящих великих чемпионов прошлых поколений. С другой, победы одних и тех же команд или игроков приедаются всем, кроме их персональных болельщиков, публика хочет новизны, сенсаций, новых чемпионов. Это противоречие в конечном счете и формирует зрительский интерес к спорту.
Конечно, сестер Уильямс «новыми» или «неожиданными» чемпионами не назовешь (они, кстати, совершенно в Вашем, Мартина, стиле не только сыграли одиночный финал «Уимблдона», но и через несколько часов победили в парном). Зато это была та самая великая битва великих чемпионок, которые, судя по интервью, Вам так нравятся. К тому же Венус выиграла одиночный титул на «Уимблдоне» в пятый раз, что немного приблизило ее к Вашему рекорду-- девяти таким победам. Конечно, шансов догнать и перегнать Вас у Венус практически нет, о чем она и сказала, отвечая на этот вопрос после финала: «Ее (то есть, Ваша. -- С.Н.) карьера длилась три десятка лет, и я не уверена, что у меня есть столько же времени. Если я смогу играть так долго, то мне остается только мечтать об этом».
Причем триумф сестер Уильямс тем ценнее, что в современном теннисе с его безумно интенсивным графиком крайне трудно продержать на высочайшем уровне много лет и не менее трудно возвращаться после игрового спада или травм. Сестры Уильямс сумели преодолеть и период потери мотивации к игре после серии побед, и тяжелые травмы, отчасти заполнив тот вакуум, который, казалось, неизбежно возник в связи с внезапным уходом из тенниса Жюстин Энен. Кстати, она еще может попытаться вернуться в теннис, как возвращались те же сестры Уильямс, которые хотя и не объявляли об уходе, но фактически на время уходили из тенниса.
У тех теннисисток, которые сейчас возглавляют рейтинг и которые мечтают стать такими же великими чемпионами, как Вы, Мартина, Крис Эверт или Штеффи Граф, в запасе есть сила молодости. Но есть и множество искушений, препятствующих этой цели. Ана Иванович и Мария Шарапова наделены гламурной внешностью, что автоматически делает их поп-звездами, персонажами светской хроники, отвлекая от предельной сконцентрированности на теннисе. Елена Янкович не выглядит достаточно одаренной с точки зрения чисто игровых талантов, чтобы стать суперзвездой. Светлане Кузнецовой недостает стабильности и вряд ли ей суждено как-то кардинально изменить свою теннисную судьбу. Но теннис молодеет (хотя в том же Уимблдоне самой молодой победительницей стала Шарлота Дотт еще в конце ХIХ века, выиграв в 15 лет), талантливые юниорки появляются каждый год. А там, где есть таланты, можно надеяться и на появление великих чемпионов.
В любом случае присутствие молодых и честолюбивых игроков вверху женского теннисного рейтинга, а также продолжающаяся карьера легендарных сестер Уильямс дают нам надежду на то, что женский теннис будет оставаться интересным. А там, глядишь, и в женском теннисе появятся свои Федерер с Надалем. Вам ли не знать, как редко появляются гении в любом виде человеческой деятельности, и в спорте в том числе. В конце концов выдающихся игроков много, а Мартина Навратилова одна. Так что пусть кто-нибудь попробует выиграть одиночный разряд «Уимблдона» девять раз, а потом и десять. Пока есть Ваш рекорд, будут и люди, стремящиеся его превзойти.
Семен Новопрудский