Качество медицинской помощи напрямую зависит от уровня подготовки врачей, потому российским студентам медвузов стоило бы учиться дольше и лучше. Об этом заявил заместитель министра здравоохранения и социального развития Руслан Хальфин. По его словам, министерство готово выпустить в ближайшее время целую серию приказов, направленных на совершенствование последипломного медицинского образования и изменение кадровой политики в целом.
«Повышение профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений и уровня квалификации медицинских работников -- приоритетное направление деятельности министерства», -- отметил замминистра, комментируя суть принятого весной этого года приказа №112, который полностью исключает работу с больными выпускников медвузов, не прошедших последипломную подготовку. Это принципиальный момент, ведь из-за дефицита кадров вчерашнего выпускника вполне могли принять на должность лечащего врача, если не в Москве, то в каком-нибудь районном центре. Теперь человек, проучившийся шесть лет в мединституте, совершенно точно лечить никого не имеет права.
«Надо понимать, что на студенческой скамье мы не готовим специалиста, способного сразу проявить свой профессионализм на высочайшем уровне. Вуз дает теоретические знания и определенный перечень практических умений, которые требуют постоянного совершенствования и развития на всех дальнейших этапах профессиональной деятельности», -- считает Руслан Хальфин. Теперь Минздравсоцразвития устанавливает минимальный срок последипломной подготовки -- один год. За это время молодой врач должен суметь перевести свои теоретические знания в практическую плоскость, то есть освоить одну их прикладных медицинских специальностей. На практике это означает, что выпускникам в массовом порядке будут предлагать дополнительные курсы, скажем, по функциональной диагностике и физиотерапии.
Существует и определенный «заказ» на специальности, востребованные в тех областях медицины, которые стали усиленно финансироваться в последние годы благодаря нацпроекту «Здоровье». Как выпускникам, так и уже работающим врачам предложат пройти профессиональную переподготовку по специальности общая врачебная практика (семейная медицина), неонатология и неврология. «Сегодня изменились отношения между образовательными учреждениями и заказчиками образовательных услуг», -- считает г-н Хальфин. Он подчеркивает, что средства, выделяемые государством, должны использоваться на подготовку приоритетных для здравоохранения специалистов.
Только в этом году страна получила 31 тыс. дипломированных специалистов -- врачей и провизоров. Но всего лишь треть из них пойдут учиться дальше. «30% обучающихся за государственный счет не уходят работать в практическом здравоохранении», -- заявил недавно член совета Общественной палаты детский хирург Леонид Рошаль во время встречи с президентом Дмитрием Медведевым. По его словам, престижное медицинское образование в России традиционно стремятся получить не будущие врачи, а будущие домохозяйки, медицинские представители крупных компаний и просто не определившиеся со своими планами на будущее граждане. Тогда Дмитрий Медведев предложил радикальное решение этой проблемы: заключать с первокурсниками бюджетных отделений договоры, чтобы они в случае уклонения от распределения по окончании вуза возмещали государству затраты на их обучение.
Введение обязательного постдипломного образования, считают эксперты, -- это первый шаг к закреплению людей в медицинской специальности. Ведь далеко не каждая домохозяйка решится на 7--8-летнее обязательное образование -- слишком уж большая разница по длительности обучения с другими специальностями. Даже без введения контрактов такая мера способна заставить задуматься потенциальных абитуриентов медицинских вузов.