|
|
N°45, 15 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Клиенты «Газпрома» либерализуют рынок
ЕС повышает энергетическую конкуренцию
Главы государств и правительств стран Евросоюза собираются сегодня в Барселоне, чтобы обсудить проблему эффективности ЕС в преддверии намеченного на 2004 год расширения организации. Выступая накануне на пресс-конференции в Брюсселе, председатель Еврокомиссии Романо Проди выделил пять главных пунктов повестки дня: объединение рынка финансовых услуг, решение проблемы занятости, ужесточение дисциплины по выполнению решений ЕС, повышение слаженности и прозрачности экономической политики и либерализация энергетического рынка ЕС. Последний (по порядку, но не по значимости) вопрос непосредственно затрагивает интересы Москвы. Россия -- крупнейший поставщик энергоносителей в Европу, и изменение правил игры на европейском рынке повлияет на позиции там российских компаний, прежде всего «Газпрома».
Либерализация энергетического рынка имеет целью снизить цены на услуги. По мнению Проди, это произойдет за счет расширения единого рыночного пространства, интеграции энергетической инфраструктуры в масштабе континента, более эффективных связей между поставщиками и их клиентами, но прежде всего -- за счет стимулирования конкуренции. Крупные европейские энергокомпании, в том числе партнеры «Газпрома» Ruhrgas и Gaz de France, считают это попыткой разрушить газовый рынок, на котором карткосрочные контракты должны заменить нынешние долгосрочные. Либерализацию активно продвигает нынешний председатель ЕС Испания при поддержке Великобритании, Италии и малых стран союза. Главный противник амбициозного проекта -- Франция. Париж согласился разрешить отечественным компаниям выбирать поставщиков энергии. Но он против предоставления такой свободы выбора простым потребителям. Это может, по мнению французских политиков, отразиться на занятости в энергетическом секторе. На заседании Совета ЕС 5 марта Франция, как и ожидалось, использовала право вето против более радикального варианта проекта либерализации, поддержанного остальными 14 странами союза. Менее радикальный одобрил позавчера Европарламент, проголосовавший за «энергетический пакет», включающий три предложения Еврокомиссии. Она предлагает главам государств и правительств установить срок снятия национальных барьеров для поставок энергии предприятиям (предположительно 2005 год). Обеспечение энергией населения будет пока регулироваться государствами. Однако предприятия -- это уже 60% энергорынка. По подсчетам Еврокомиссии, либерализация должна сэкономить предприятиям и фирмам, а значит и их потребителям, 15 млрд евро в год. Государства в ЕС не отказываются от намерения заставить Францию открыть энергетический рынок для иностранцев. Это одна из последних стран союза с государственной монополией на электроэнергию. Французская государственная компания EDF, монополия которой внутри страны гарантирована, активно воспользовалась либерализацией рынков в других странах, укрепив там свои позиции. Впрочем, все понимают, что главная причина нынешнего упорства Парижа -- в приближении президентских выборов, до которых всего шесть недель. После выборов к теме либерализации энергорынка вернутся вновь, но сроки отодвигаются на годы.
«К реформированию энергорынка по-разному относятся и внутри Комиссии ЕС, и в различных странах-членах, -- заявил газете «Время новостей» постоянный представитель России при Европейских сообществах Василий Лихачев. -- Так, например, позиции гендиректората Евросоюза по энергетике (наш партнер по энергодиалогу Россия--ЕС) и гендиректората по конкуренции не совпадают. Последний занят последовательной и жесткой реализацией так называемой газовой директивы ЕС, предусматривающей широкомасштабную либерализацию европейского газового рынка, в том числе свободу выбора потребителями поставщиков газа. В этой связи ставится под сомнение ряд положений долгосрочных контрактов «Газпрома», ориентированных на конкретных покупателей и не разрешающих им реэкспорт. Это, конечно, не может не волновать «Газпром». В данной ситуации Комиссия ЕС стоит перед выбором: что больше отвечает интересам Евросоюза -- устойчивое энергоснабжение или жесткое следование правилам конкуренции, ставящее под сомнение сам энергодиалог. Основная часть контрактов «Газпрома» была заключена еще до «газовой директивы» и с правовой точки зрения не должна иметь обратной силы. Так что решение данного вопроса, как представляется, зависит от политической воли и должно стать результатом сложных юридических поисков».
Полностью интервью г-на Лихачева читайте в понедельник в приложении «Энергия Европы»
Александр МИНЕЕВ, Брюссель,корреспондент «Новой газеты» специально для газеты «Время новостей»