Время новостей
     N°119, 07 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.07.2008
Жестяной барабан
Актуальное кино в детском международном лагере
В минувшую пятницу шествием звезд по красной дорожке под скандирование ребят из отрядов с романтичными названиями «Лесной», «Морской», «Полевой», «Лазурный», «Кипарисный» и пр. в Крыму открылся 16-й фестиваль «Артек». Соблазнительно увидеть некий символизм в том, что, достигнув совершеннолетия, он перестал позиционировать себя как исключительно детский и стал называться Международным фестивалем детского и молодежного кино.

Инициатором проведения является дирекция лагеря, то есть украинская сторона, государств-участников несколько, но все же в программе преобладают российские картины. А в нашей стране хотя финансирование детского кино уже много лет подряд идет отдельной строкой в программе Минкульта, но фильмов для тех, кому «до 16», все равно мало, и полноценного конкурса из них не составишь. Другое дело картины молодых и о молодых (а именно такой принцип отбора провозгласил новый программный директор, кинокритик Дмитрий Савельев). В российском кино явно происходит смена поколений, и большая часть фильмов, завоевавших в последние годы фестивальные награды и зрительский интерес, снята молодыми режиссерами. Здесь обновленному «Артеку» есть из чего выбирать, тем более что фестиваль демократичен: никаких снобистских ограничений -- типа участвовал в ММКФ («Кинотавре», «Духе огня», «Окне в Европу» и т.д.), значит, в Артек не допущен -- здесь нет. Другое дело, что большую часть картин нового русского кино можно охарактеризовать принятым в молодежной же среде словечком «жесть».

Организаторы решили не быть ханжами и не выкидывать слов из песни. Просто изначально с дирекцией лагеря договорились, что на какие-то фильмы младшие отряды водить не стоит, но старшие -- пожалуйста. Дело в том, что структура этого смотра не совсем обычна: фильмы показывают не в фестивальном дворце, хотя таковой здесь имеется, а в лагерях («Артек» сейчас -- это набор отдельных лагерей-отрядов), благо в каждом есть свой открытый кинотеатр. Здесь же проходят встречи со съемочными группами и мастер-классы. Кстати, первый же мастер-класс, который давал в день открытия член жюри, актер петербургского Малого драматического театра Данила Козловский, прошел на ура. Вряд ли, конечно, ребята видели принесший Даниле признание критики фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум», зато во внеконкурсной программе «Артека» -- популярная в нынешнем сезоне картина «Мы из будущего», где у Козловского тоже главная роль: черного следопыта, интеллигентного циника, быстро перевоспитывающегося в патриота, как только сила мистики и судьбы забрасывает его в окопы второй мировой.

Помимо «взрослого» конкурса, который судит профессиональное жюри под председательством продюсера Елены Яцуры, есть еще «детский» -- его судьями становятся сами артековцы, а названия призов звучат так: «Самый добрый фильм», «Самый мудрый фильм», «Самый-самый фильм».

Открылся фестиваль мирно и весело -- под ясным небом, на фоне красивейших крымских пейзажей, с детскими речовками, выступлениями артековских танцевальных групп и огромным пионерским костром. Показывали в первый день «Розыгрыш» -- уже прошедший на российских экранах ремейк давнего фильма Владимира Меньшова, снятого на студии Павла Лунгина (сценарий первого «Розыгрыша» писал Семен Лунгин) молодым режиссером из Минска Андреем Кудиненко. Несколько лет назад Кудиненко ярко дебютировал «Мистериями» о Великой Отечественной, и больше в Белоруссии ему работать не дали. Новый «Розыгрыш» -- фантазия вполне взрослых людей на тему «чем живут сегодняшние старшеклассники» -- кажется в высшей степени невинным даже юным исполнителям главных ролей в картине. «А то, что на самом деле происходит в школах, в кино, по-моему, лучше не показывать», -- сказала после московской премьеры в одном из телеинтервью актриса-дебютантка из «Розыгрыша» Мария Горбань.

Фантазия молодого режиссера Екатерины Шагаловой на тему того, что происходит сегодня в российской глубинке, выглядит гораздо менее безобидно. Ее уже участвовавший в ММКФ «Однажды в провинции» -- эту попытку вольного парафраза пьесы Уильямса «Трамвай «Желание» с переносом места действия в Россию, причем далеко за пределы МКАД, -- жюри смотрело во второй фестивальный день. А вот детям, даже из старших отрядов, показывать этот фильм все же не стоит, решили в итоге организаторы, равно как и «Открытое пространство» Дениса Нейманда -- историю о том, как группа молодых наркоманов волей высокопоставленного папаши одного из них попадает в тайгу. (Остается поражаться прозорливости продюсера Игоря Толстунова, который отклонил предложение представить в «Артеке» в качестве спецсобытия картину Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» -- предельно жесткий фильм, несмотря на обыденность сюжета: три подружки из 9-го «Б» готовятся к дискотеке.)

А вчера во «взрослой» программе был «1814» режиссера Андреса Пуустусмаа -- уже известная российской публике фантазия на тему жизни лицеистов из первого, легендарного выпуска, то есть юного Пушкина и компании. В основе сюжета, как многие помнят, реальные события, связанные с тем, как в Царском Селе появился маньяк-душегубец и лицеисты участвовали в его обнаружении. История тоже довольно жесткая, но поскольку случилась она давно, уже никого не пугает. Видимо, поэтому фильм включен не только во «взрослый», но и в «детский» конкурс. О том, сочтут ли его ребята «самым мудрым» или, может быть, самым добрым, станет известно 10 июля, когда оба жюри -- и профессиональное, и артековское -- раздадут свои призы.

Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино