|
|
N°120, 08 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С противоположных полюсов
Минусы. В этом сезоне активно развешивали политико-историческую «клюкву», созданную в попытке наложить нынешние реалии на исторические события. Самые яркие примеры -- «Византийский урок» канала «Россия», «ФДР: союзник истории» (Путин, по замыслу, вылитый Рузвельт) и «Большая игра» Михаила Леонтьева. Держу кулаки, чтобы новый проект «Имя Россия» не стал с ними в один ряд.
«Клюква» нынешняя, о событиях недавних или нынешних, -- это целые полотна: о чеченской войне (кисти Антона Верницкого), о Николае Патрушеве задолго до его отставки (тот же «Первый») и «55» страстно влюбленного в нынешнего премьера публициста Никиты Михалкова. Поражали воображение и работы Аркадия Мамонтова и Константина Семина на «России». Ученик перерос учителя -- официальные извинения президента за слова журналиста дорогого стоят. Борьба с интеллигенцией, объявленная как-то писателем Юрием Поляковым (на НТВ у Соловьева), была активно развернута и на других фронтах, в том числе и в названных проектах. Враги появились новые -- кроме традиционных журналистов радио «Свобода», еще и «Эхо Москвы». А НТВ, в свое время начавший кампанию против Мананы Асламазян, в новостях с очевидным удовлетворением констатировал ее победу в Конституционном суде.
Примитивно-жалкая предвыборная кампания. На общем фоне она заставляла задумываться только о том, почему «мочат» не «Яблоко», но СПС? (Еще один показатель «независимого» существования ТВ -- только на этом основании наблюдатели задавались вопросом: одни в Кремле договорились, а другие нет?) Хотя оказалось, что и «маргиналы» типа Бориса Немцова имеют что сказать и делают это ярко и «телевизионно»...
Кампания «Россия, вперед!». Очень хочется побед для страны, но их интерпретация сминает чистую радость (и футбол, и «Евровидение»...).
Полная деградация политических форматов -- с аргументами типа «Да заткнись ты» (Леонтьев -- Веллеру) в «Судите сами» и с тиражированием все тех же героев у Соловьева. Программа Владимира Познера потеряла всякую актуальность, хотя проблески тут бывают. Например, одна из последних передач с участием Лужкова продемонстрировала навыки классного ведения и удивила противоположными взглядами героев (другое дело, что спорить сегодня можно лишь о воде).
Самоцензура -- главный бич современного ТВ. И отсутствие даже попыток рассказать о трагедии Василия Алексаняна заставляет опустить руки.
Безумно жаль и тех уходов, с которыми заканчивается целая эпоха, -- «Времечка» с «ТВ-Центра», Александра Роднянского с «СТС Медиа» и фактически новостей RTVi из России. Сожалею о «Черном по белому» Светланы Сорокиной (которой ну никак не могут найти место в эфире).
Плюсы. Несмотря на модный нынче патриотический раж, внимание к человеку и его судьбе и к тому, как мы проживаем единственную данную нам жизнь (при этом без модного нынче глумливого интереса к грязному белью), все же существует. Навскидку это линейки «Сто вопросов взрослому» (ТВЦ), «Линия жизни» и «Больше чем любовь» («Культура»), «Доброй ночи» («Первый»), а также парное ведение интервью: Бориса Бермана с Ильдаром Жандаревым («Первый») и Татьяны Толстой с Авдотьей Смирновой (НТВ).
Есть также и отдельные, совершенно пронзительные документальные проекты. «Портрет жены художника на фоне эпохи», например, или циклы, действительно дающие понимание истории, -- пятисерийный «Соблазненные страной Советов» (оба -- «Культура»), а также неангажированные и доброжелательные повествования о других странах («Одноэтажная Америка» на «Первом»).
Спасибо «Централ Партнершип» за потрясающую «Ликвидацию» («Россия») и увлекательного «Апостола» («Первый»). Спасибо «ТВ-Центру» за разговор о важном, прежде всего за «Ничего личного» умной, талантливой Татьяны Малкиной, за остатки политических дискуссий в «Народ хочет знать» и за попытки говорить с молодежью на ее вполне приличном языке («Только ночью»). Спасибо «Первому» за необходимый разговор о сложном кино «Закрытый показ» и за новый тип юмора (связанный с «приобретением» эстээсного Александра Цекало) -- «Прожекторперисхилтон», «Большая разница». За «Истории в деталях» и «Папиных дочек» (СТС), за оперный прямоэфирный гала-концерт из Вены («Культура»). Он показывает, что ТВ может справляться не только с инаугурациями, пресс-конференциями нашего всего и церемониями награждения в День России, а также что Россия все же может быть частью мирового сообщества.
В завершение хочется сказать спасибо и товарищу Путину за наше счастливое детство -- благодаря ему созданы два (!) детских канала («Бибигон» и «Теленяня»).
Наталия РОСТОВА, «Новая газета»