|
|
N°120, 08 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Триумф первобытных эмоций
От традиционного телевидения веет исчерпанностью: смыслов, форм, лиц. Если «Дом 2» по рейтингам догоняет программу «Время», значит, страна необратимо меняется. Это едва ли не самый важный итог минувшего сезона. Если «Дом 2», так же как и срежиссированные под камеры камлания «Наших», -- это признаваемый гражданами, они же телезрители, «социальный лифт», то ответственность за перспективы делят и страна, и телевидение. Вырождение общественно-политического содержания, увековечивание потребительской психологии окончательно привело к триумфу первобытных по своей эмоциональной сути зрелищ. К развлечениям «Праздника» относятся все шоу со всеми звездами, величавые концерты, парады и чрезмерные патриотические постановки вроде съездов, форумов и инаугураций. Для «Вакханалии» разнузданного, стебного, агрессивного годится вся палитра трэша -- от героев-фриков с глумливой интонацией до «монтажа аттракционов», когда на одном канале президент великой страны совершает государственный визит, а на другом в то же самое время дает эксклюзивное интервью об очередной размозженной голове еще один ее гражданин -- «битцевский маньяк». Телевидение эмоций смешивает реальность и вымысел, актера и документального персонажа, исторические факты и популярное просветительство. Фикция, загадка, фальсификация, передергивание, реконструкция, смещение представлений о достоверности, персонажи и «социальные маски» вместо людей -- эту тягу к эскапизму и иллюзорности (работают уже целые каналы -- «2х2», «ТВ3-мистический») телевидение не только угадало, но и активно культивировало. Еще один очевидный итог сезона -- телевидение как ретранслятор победного футбола. Только такое телевидение, очищенное от фокусов, идеологем и примитивных интерпретаций жизни, и оказалось настоящим, непредсказуемым и ярким зрелищем.
Событие неочевидное, но способное изменить многое в телевизионной картине будущего сезона. 2008 год ознаменован галопирующим развитием «нишевых» каналов и коммуникационных систем альтернативной доставки нового содержания и новых сервисов («Акадо», «Стрим ТВ», «Корбина ТВ», «мобильное репортерство» и прочие новинки мультимедийной эры). Почетная должность Александра Роднянского (Роднянский покидает пост генерального директора холдинга "СТС Медиа", перестает быть генеральным директором каналов СТС и "Домашний", но останется президентом "СТС Медиа" и войдет в совет директоров холдинга), безусловно, событие из разряда бизнес-решений. Но все-таки жаль, что неординарный человек и менеджер переходит из активных творцов в почти наблюдатели.
Программы и проекты, которые, может, и не стали прорывом, но эстетически, содержательно, эмоционально были, безусловно, лучшими либо в своем жанре, либо по оригинальности замысла, либо по актуальности высказывания, либо по заявке на будущее, -- это «Закрытый показ» («Первый»), сериал «Ликвидация» («Россия»), «Сто вопросов взрослому» («ТВ-Центр»), репортажи Андрея Лошака (НТВ), «Неделя с Марианной Максимовской», «24», выпуски «без гламура» из цикла «Репортерские истории» (РЕН ТВ), документальная воскресная линейка в 18.00 на ТНТ, «Личное отношение» -- короткометражки современных режиссеров к Дню Победы («Звезда»), нережиссированная реальность прямых трансляций («Вести 24»), «Прогресс» с Павлом Лобковым, который уже не выходит («5 канал»), «Прожекторперисхилтон» («Первый»), "Вести--Москва" («Россия»), "Привет. Пока" (ТНТ).
Анна КАЧКАЕВА, радио «Свобода»