|
|
N°120, 08 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потехе -- время!
Тенденция развлекать развлекая, обозначившаяся пару сезонов назад, была продолжена и в этом. К ремейкам «Фабрика звезд 7», «Ледниковый период», «Минута славы 2», «Цирк 2», «Большие гонки», «Две звезды 2», «Король ринга 2», «Танцы на льду. Бархатный сезон», «Танцы со звездами 2» добавилось еще несколько увеселительных аттракционов -- «Ты суперзвезда», «СТС зажигает звезду», «50 блондинок». Отдельной строкой надо упомянуть самоигральные зрелища -- конкурс «Евровидение» и хоккейно-футбольные чемпионаты.
Сериальный раздел вещания, как и в прошлом сезоне, был небогат на удачи. Малоубедительная в художественном отношении копродукция «Война и мир». Очень спорная экранизация «Преступление и наказание». Удачей можно счесть сериал «Диверсант». И гвоздем сезона стала «Ликвидация» Сергея Урсуляка. Вот, собственно, и все, чем могли похвастаться каналы.
Теледокументалистика, как и прежде, пробавлялась изысканиями в том, что касается частной жизни звездной тусовки. Не брезговала она вытаскиванием скелетов из шкафов покойных знаменитостей. Светом в окошке стали документальные проекты «Исторические хроники» Николая Сванидзе и «Одноэтажная Америка» Владимира Познера и Ивана Урганта.
В борьбе за репутационный рейтинг «Первый канал» отважился на «Закрытый показ» -- своего рода фиговый листок.
Была еще пара пристойных фиговых листков. Это пародийные программы «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон».
На «ТВ-Центре» свежо смотрятся «Ничего личного» и «Сто вопросов взрослому».
Дискуссионные ток-шоу типа «Судите сами», «К барьеру!» и «Национальный интерес» либо трансформируются в хаотический обмен оскорблениями, оставляя после себя кучу мусорных мыслей и слов, либо становятся чем-то вроде игры в одни ворота, да к тому же без вратаря.
Еще более очевидным выражением этой тенденции стало внедрение в эфир жанра исторической агитки. Сначала мы увидели «Большую игру» (проект Михаила Леонтьева), затем «Гибель империи. Византийский урок» (проект отца Тихона).
Поставленный на конвейер формат «Последние 24 часа из жизни...» окостенел и теперь напоминает бюро ритуальных услуг. С ним нередко конкурирует малаховское шоу «Пусть говорят». Теперь это как две погребальные конторы -- «Милости просим» и «Нимфа», туды их обе в качель.
Альтернативой главным каналам остается «Культура» со своими дискуссионными программами «Тем временем», «Апокриф», с долгоиграющими проектами «Линия жизни», «Театральная летопись», «Эпизоды». Было два замечательных просветительских сериала -- «Сквозное действие» и «На фоне Пушкина... 1937-й год».
На фоне 2008-го раз в месяц появлялся «дежурный по стране» Михаил Жванецкий. Его шоу -- фиговый листок на телеканале «Россия».
Жванецкого я бы и назвал телеперсоной года.
Антиперсона -- Никита Михалков со своими двумя сервильными произведениями, «55» и «12».
В номинации «Самый назойливый промоушн» победила рекламная кампания кинофильма «Ирония судьбы. Продолжение».
Потеха на нашем ТВ -- это уже не тренд. Это крен. Того и гляди корабль перевернется.
Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»