|
|
N°118, 04 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Памяти Мая Митурича
1 июля Москва простилась с художником Маем Митуричем. Немного найдется людей, олицетворяющих собой целую эпоху. Май Митурич ответствовал за весь XX век.
Родился художник 29 мая (месяц подарил ему имя) 1925 года в семье истово увлеченного авангардным экспериментом художника Петра Митурича и сестры великого поэта-футуриста Велимира Хлебникова Веры Хлебниковой. Вера Владимировна тоже была прекрасным поэтом и художником. Энергия поиска беспокойных, чуждых самодовольству академизма форм зарядила все творчество Мая Петровича. При этом его жизнь неразрывно связана с большой историей большой страны.
Художником Май Митурич стал не сразу. В ноябре 1942 года добровольцем ушел на фронт. Митурич вспоминал, что на фронте был востребован именно его талант живописца: «В специальной фронтовой бригаде художников мы занимались разной наглядной агитацией, писали плакаты, портреты маршалов и генералов. Обычно приходили в освобожденный, еще горящий город вместе с передовыми частями и брались за свое дело. Побывал я на Курской дуге, в Новгороде, Киеве и Харькове, в Берлине. Вот так я получал первоначальные профессиональные навыки. Учился у более опытных художников в нашей бригаде -- у Анатолия Никича, Бориса Попова, Евгения Рачава...
Из армии меня демобилизовали лишь в 1948-м. Ушел солдатом и вернулся солдатом. Будучи еще в армии, поступил на заочное отделение Московского полиграфического института, который окончил в 1953-м».
С конца 1950-х началась активная творческая жизнь Мая Петровича. Энергию неуспокоенных форм он искал в постоянном общении с природой. Настоящий путешественник, Митурич посетил и Белое море, и Заонежье, Памир, Саяны, горную Туву, Приморье, Сахалин, Курильские острова, Камчатку. Подолгу жил в Японии. Его волшебные пейзажи дышат воздухом экспрессионизма. Ритм, виртуозная гибкость линий, «влажный» цвет шлют привет Матиссу и поклон японской графике. И все вместе освящено духом авангардного формотворческого эксперимента.
Прославили художника многочисленные иллюстрации к детским книгам о природе: Виталия Бианки, Киплинга, Геннадия Снегирева. Чудесны и работы к кэрролловской «Алисе», и к «Одиссее» Гомера. Если у вас в доме хранятся издания с рисунками Митурича к рассказам Снегирева или «Краденому солнцу» Чуковского, считайте, повезло. Под одним книжным переплетом спрятана частичка великой истории искусства XX века.
В последние годы Май Петрович делал своеобразные приношения своему батюшке и дяде. Он реконструировал пространственные композиции Петра Митурича со стихами Велимира Хлебникова. Эти объекты, наследующие традиции первых футуристических книг и супрематизма, делались по старым фотографиям. Оригиналы 1920-х годов утрачены. Радостно, что Май Петрович так изысканно и стильно закольцевал XX век в собственном творчестве.
Радостно и то, что традиции семьи Митуричей живы. Дочь Вера Хлебникова -- прекрасная художница, работающая с контекстом концептуального искусства. Тот же контекст увлекает и внучку Марию Сумнину, дочь Веры Хлебниковой и Андрея Сумнина (Монастырского).
Сергей ХАЧАТУРОВ