Вчера в Астане закончилось 17-я сессия
Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ). Первый день ее работы, 29 июля,
оказался бенефисом президента Казахстана. Выступая на открытии сессии, Нурсултан Назарбаев
(на снимке) подтвердил готовность своей страны осуществить шаги по проведению демократических реформ, обещанных Астаной при предоставлении ей в прошлом году права возглавить ОБСЕ в 2010 году. Последний же день сессии ПА ОБСЕ показал казахстанскому руководству, сколь тяжелую ношу уже скоро придется нести Астане, председательствуя в организации, в странах-членах которой большинство парламентариев настроено явно антироссийски.
Вчера ПА ОБСЕ среди около двух десятков принятых резолюций большинством голосов одобрила две, имеющие непосредственное отношение к Москве. Первая из них о голодоморе на Украине в 1932--1933 годах. ПА ОБСЕ "отдает дань памяти невинным жизням миллионов украинцев, погибших во время голодомора 1932--1933 годов в результате массового голода, вызванного жестокими преднамеренными действиями и политикой тоталитарного сталинского режима", "приветствует признание голодомора в ООН, ЮНЕСКО, а также национальными парламентами ряда государств -- участников ОБСЕ". При этом ПА ОБСЕ поддерживает инициативу Украины "по раскрытию всей правды об этой трагедии украинского народа, в частности, путем проведения просветительской работы о голодоморе на международном и национальном уровнях, организации мероприятий в память о голодоморе, а также встреч с участием представителей академических, экспертных и гражданских кругов для обсуждения этого вопроса". Резолюция была принята значительным большинством голосов, несмотря на возражения представителей России и Казахстана. Стоит отметить, что в тексте резолюции отсутствует признание голодомора «геноцидом», чего добивались украинские депутаты.
Выражением «двойного стандарта, оскорбляющего другие народы, которые также пострадали в эти годы», назвала на сессии принятие документа депутат российской Госдумы Наталья Карпович: «Мы должны признать, что голодомор был не только на Украине, в этой трагедии пострадали русские, поляки, казахи, другие народы...»
«Бред полный», -- так отозвался вчера в Москве на принятую в Астане резолюцию спикер Совета Федерации Сергей Миронов. «История очень мстит, и такие ошибки делать непозволительно и абсолютно конъюнктурно, -- заявил сенатор. -- Это все делается вопреки реальным фактам, реальной исторической правде».
Его казахстанский коллега Касымжомарт Токаев также считает, что ПА ОБСЕ должна признать, что «голод был не только на Украине, но и во многих других районах СССР». Но на этом спикер казахстанского сената не остановился. Он заявил: «Нам следует руководствоваться точными юридическими и политическим документами, которые бы подтвердили тоталитарный характер режима Сталина». Риторика опытного дипломата, экс-министра иностранных дел Казахстана, экс-премьера этой страны поражает воображение. Выпускник московского МГИМО жаловался на отсутствие подтверждений тоталитарности сталинского режима на том самом месте, где находилось одно из самых мрачных подразделений сталинского ГУЛАГа -- Акмолинский лагерь для жен изменников родины, или сокращенно АЛЖИР, в стране, многочисленные лагеря которой, описанные Солженицыным, навечно «прославили» этот режим, в стране, куда были насильственно депортированы Сталиным целые народы. Если слова казахстанского спикера были вызваны стремлением показать Москве, что хозяева ПА ОБСЕ не имеют никакого отношения к попыткам очернить Россию, как правопреемницу СССР, то следует признать «защиту Токаева» явно неудачной.
Сенатор также сообщил, что Казахстан воздержался при голосовании по вопросу о Грузии. Речь идет о принятой на сессии ПА ОБСЕ резолюции с «призывом к правительству России в своих контактах с де-факто властями сепаратистских районов Грузии воздержаться от поддержания связей с этими регионами каким бы то ни было образом, который бы ставил под сомнение суверенитет Грузии». Касымжомарт Токаев заявил, что «консультации по этой проблематике должны естественным образом развиваться на двустороннем уровне», заметив при этом, что выраженная в резолюции «позиция тоже имеет право на существование». Астана также имеет собственную позицию по этому вопросу -- напомним, что в апреле этого года Казахстан отказался поддержать решение России выйти в одностороннем порядке из режима санкций в отношении Абхазии.
На фоне этих малоприятных для России итогов 17-й сессии ПА ОБСЕ небольшим утешением для нее можно считать заверения нового председателя ассамблеи португальца Жоао Суареша, избранного на этот пост в Астане. Он рассказал о намерениях «выслать своих наблюдателей на следующие выборы в США». Таким образом, видимо, он ответил на недовольство Москвы «перекосом в восточном направлении», наблюдающимся в деятельности ОБСЕ.