Правовой статус оператора экспорта и импорта электроэнергии в связи с ликвидацией РАО «ЕЭС России» остался в подвешенном состоянии. Согласно законодательству еще 90-х внешнеторговую деятельность по продаже электроэнергии могло вести только РАО. В 2002 году энергохолдинг
делегировал этот статус компании «Интер РАО ЕЭС», которую создал вместе с госконцерном «Росэнергоатом». Теперь, когда РАО нет, а «Интер РАО ЕЭС» подконтрольно госкорпорации «Росатом», функции внешнеторгового оператора перешли к Федеральной сетевой компании (ФСК). Однако в ней пока не готовы сказать, как будет функционировать этот вид бизнеса: никаких правил по этому поводу нет.
Экспортно-импортная деятельность РАО всегда считалась незначительным бизнесом. В прошлом году «Интер РАО ЕЭС» поставила в другие страны всего 18,14 млрд кВт ч, что на 2,38 млрд меньше, чем в 2006 году. Импорт составил 5,62 млрд кВт ч, он вырос на 0,51 млрд. При этом общая выработка электростанций, которые входили в состав холдинга РАО, составила 706 млрд кВ ч. Основными покупателями российской электроэнергии являлись Финляндия (54%), Белоруссия (15%), Казахстан (12%), Латвия (8%) и Литва (6%), в малых объемах энергия поставлялась в Азербайджан, Грузию, Казахстан, Азербайджан, на Украину, а также в Норвегию, Монголию и Китай. Импортировалось электричество из Казахстана (59%), Украины (17%), Литвы (8%), Азербайджана (6%), Грузии (5%) и Молдавии (4%).
Но когда в 2001 году «Росэнергоатом» пытался поставлять энергию в Грузию, РАО нашло способ ему отказать. Как говорили тогда в концерне, энергохолдинг сам собирался поставлять туда энергию и не желал, чтобы сечение занимал кто-либо еще. Спор длился более полугода и ничем не закончился: в «Росэнергоатоме» сменилась команда менеджеров, а РАО решило вместе с новыми управленцами в концерне создать «Интер РАО ЕЭС», в котором атомщики владели 40-процентным пакетом акций. Этой компании и были переданы все экспортно-импортные контракты РАО. Чуть позже в ходе реорганизации холдинга было решено передать на баланс «Интер РАО» еще и самые современные газовые электростанции -- Сочинскую, Северо-Западную (первый блок работает только на экспорт), Калининградскую и другие. Также именно на баланс этой компании РАО отнесло покупки зарубежных активов. В этом году государство решило передать пакет акций «Интер РАО», приходящийся ему в результате реорганизации РАО, на баланс «Росатома», который в итоге и стал контрольным акционером.
Однако проблемой экспорта с юридической точки зрения до сих пор никто не занимался -- все привыкли, что это прерогатива «Интер РАО». Многие опрошенные вчера «Временем новостей» участники рынка даже не знали, что внешнеторговую деятельность в электроэнергетике теперь курирует ФСК. Тем не менее в постановлении правительства «О реформировании электроэнергетики», утвержденном еще в 2001 году, четко это написано в разделе «Создание федеральной сетевой компании». Глава «Интер РАО» Евгений Дод на пресс-конференции в мае говорил журналистам, что экспорт должна регулировать ФСК, и основная задача сетевиков -- разработать правила торговли сечением. По его информации, работа над этой проблемой ведется, но пока все на стадии идей и обсуждений.
В ФСК вчера «Времени новостей» подтвердили, что документа о правилах экспорта и импорта электроэнергии сейчас нет. Он разрабатывается, но на каком уровне, сказать затруднились. При этом никто из участников рынка пока не обращался в ФСК с просьбой обеспечить экспорт электроэнергии, сообщили в компании.
Источник, знакомый с ситуацией, заявил, что сейчас ни одной из генерирующих компаний нет смысла заниматься экспортом. Дело в том, что «Интер РАО» уже заключило долгосрочные контракты и заняло сечения полностью практически на всех экспортных направлениях. До истечения срока этих контрактов «потеснить» «Интер РАО» никто не в силах. Однако впоследствии это возможно.
Начальник управления по контролю и надзору в ТЭК Федеральной антимонопольной службы, которая по идее должна разрабатывать правила доступа к сетям (и именно она в 2001 году поддерживала «Росэнергоатом» в борьбе с РАО за сечение в Грузию), Александр Пироженко вчера отказался комментировать «Времени новостей» ситуацию с экспортом энергии. А источник в службе пояснил, что пока задачи разработать правила доступа к экспортным сетям перед ФАС никто не ставил. Кто должен поставить такую задачу, он сказать затруднился.
Впрочем, пока частные энергокомпании не стремятся к экспорту электроэнергии. «Ни у кого нет избытка электроэнергии, к тому же в России сейчас цены выше, чем где-либо за рубежом, -- говорит руководитель одной из крупных компаний. -- Смысла экспортировать нет никакого. Импортировать тоже невыгодно». Впрочем, какой будет ситуация через несколько лет, он прогнозировать затруднился. Однако указал, что если внешнеторговая деятельность станет сильно выгодной, российский бизнес сумеет оперативно поставить вопрос о недискриминационном доступе к сечению.