6 июля
новой столице Казахстана Астане исполняется десять лет. Это был период становления Казахстана как новой экономической силы на евразийском пространстве и, по определению президента Нурсултана Назарбаева, флагмана демократического развития в Центральной Азии.
На этой неделе столица Казахстана впервые в истории Центральной Азии стала местом проведения ежегодной сессии
Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ). Выступая перед участниками сессии, президент Нурсултан Назарбаев расценил проведение столь представительного форума в Астане как признание успехов экономических и политических реформ в Казахстане и важный практический шаг, направленный на укрепление сотрудничества c ОБСЕ.
По словам президента республики, деятельность Парламентской ассамблеи для стран -- участниц ОБСЕ очень важна, поскольку именно на ее сессиях задаются гуманитарные и правовые стандарты для европейского сообщества. При этом многие полагают, что организации нужны свежие идеи для развития. «Поэтому парламентарии ждут момента, когда наша страна приступит к своим обязанностям в качестве председателя ОБСЕ в 2010 году. Многие отмечают -- десять лет назад трудно было предположить, что одна из постсоветских республик станет флагманом демократического развития в Центральной Азии и что здесь пройдет такая масштабная встреча», -- заключил Назарбаев.
С момента обретения независимости Казахстан успешно реализовывал взвешенную внешнеполитическую стратегию. С одной стороны, в отличие от ряда бывших союзных республик сохранил хорошие отношения с Россией, а с другой -- утвердился как надежный партнер ключевых игроков на евразийском пространстве.
Несмотря на соседство с Китаем, Казахстан стратегически тяготеет к Европе. Не случайно политическая и экономическая интеграция в Большую Европу -- ключевой внешнеполитический приоритет страны. На государственном уровне разработана специальная программа «Путь в Европу». Да и сама Европа связывает серьезные надежды с Казахстаном, учитывая колоссальный объем его природных ресурсов, транзитное геополитическое положение страны на евразийском континенте, предсказуемость его институционального дизайна и готовность привести внутриполитические правила и процедуры в соответствие со стандартами Евросоюза.
В преддверии председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году его политика находит отклик и у стран -- членов организации. Так, Гвен Мур, член палаты представителей конгресса США от штата Висконсин полагает: «...Само желание, сама воля со стороны Казахстана стать председателем демонстрирует, что страна стремится двигаться вперед. Это ворота и в Европу, и в Азию. Казахстан отличается своим желанием включать в диалог весь регион, своих соседей, конструктивно с ними сотрудничать, поэтому я думаю, что надежды на Астану можно возлагать очень значительные».
Обращаясь к европейским парламентариям, президент Назарбаев обозначил новые приоритеты в государственном строительстве и инициативы по демократизации политических институтов, включая переход к многопартийному парламенту и расширение прав СМИ.
Уже до конца текущего года планируется внести поправки в некоторые законодательные акты Казахстана. Так, предполагается создать правовой механизм, позволяющий сформировать парламент с участием не менее двух партий, юридически закрепив принцип многопартийности в высшем законодательном органе страны, и обеспечить более благоприятные условия для государственной регистрации политических партий.
В отношении совершенствования процедурных моментов электорального процесса по итогам серии «круглых столов» с участием представителей БДИПЧ, политических партий и НПО отобрано свыше 200 редакционных вариантов поправок. Указанные поправки будут рассмотрены на предмет их возможного включения в законопроект «О внесении изменений и дополнений в конституционный закон «О выборах в РК», который планируется внести в парламент Казахстана до конца этого года.
Очевидно, что последние политические реформы продиктованы логикой внутреннего развития страны. В основе «казахстанского пути» -- учет национально-культурной специфики страны, сохранение внутренней стабильности общества, и время показало, что этот сценарий вполне реалистичен.