В пятницу, 4 июля, в Туркменистан по пути на саммит «большой восьмерки» в Японии заедет с рабочим визитом президент России Дмитрий Медведев. Ключевой темой переговоров с его коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым станет взаимодействие в энергетической сфере,
которое в последнее время выглядит весьма неоднозначно. Россия в лице «Газпрома» остается крупнейшим покупателем туркменского газа, но Ашхабад активно пытается диверсифицировать маршруты экспорта энергоресурсов, играя на повышении цен на свой газ и политического веса Туркменистана в регионе. Вчера в рамках подготовки визита российского президента г-н Бердымухамедов принял председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера. Стороны пока не договорились об условиях сотрудничества в следующем году. И по информации «Времени новостей», по-прежнему существенно расходятся в подходах к нему.
Главным предметом разногласий является даже не цена, а важнейший для российского концерна принцип долгосрочности гарантий поставок со стороны Туркменистана. Ашхабад хочет получить цену, рассчитанную по принципу net back от европейской цены (то есть за вычетом транспортировки), но без предоставления таких гарантий. Иными словами, продолжать работать на базе однолетних контрактов, договариваясь каждый раз о конкретной цене, имея возможность ее корректировки в течение года в случае существенного роста стоимости газа в Европе. К примеру, в конце этого года цена в Европе составит 400 долл. за тысячу кубометров. Стоимость транспортировки от границы Туркменистана с Узбекистаном до чешско-германской границы (приемный пункт Вайдхаус) составляет около 70--75 долл. То есть с учетом маржи «Газпрома» можно прогнозировать рост закупочной цены до 280--300 долл. за тысячу кубометров. Правда, ставки транзита по Украине, России, Узбекистану и Казахстану могут также существенно вырасти. При их удвоении Ашхабад сможет претендовать на 240--250 долл. за тысячу кубометров.
«Газпром» теоретически готов согласиться на такие цены, но ему нужен реальный долгосрочный контракт -- с формулой цены и жесткими обязательствами со стороны поставщика. Чтобы газ, который сегодня идет в портфель российского концерна, в один день не стал сырьевой базой для новых проектов экспорта из Туркменистана (уже строящегося китайского коридора или обсуждающихся Транскаспийского или Трансафганского газопроводов). Даже условный риск такого развития событий накладывает существенные ограничения на «Газпром», поскольку он вынужден отказываться от инвестиций в расширение инфраструктуры под туркменский газ и искать возможные резервы добычи для компенсации невыполнения обязательств со стороны Ашхабада.
Эти разногласия можно проследить и в официальных заявлениях, которыми «Газпром» и пресс-служба президента Туркменистана обменялись по итогам встречи гг. Миллера и Бердымухамедова. В сообщении из Ашхабада г-н Бердымухамедов называет «Газпром» «ведущим стратегическим партнером Туркмении». Но при этом говорится, что президент «ознакомил Алексея Миллера с планами сотрудничества в топливно-энергетическом секторе и стремлением Ашхабада строить партнерство в соответствии с конъюнктурой мирового энергетического рынка». Особо подчеркивается, что стороны также выразили готовность пересмотреть в соответствии с мировой конъюнктурой цены на природный газ на 2009 год. При этом отдельно отмечено, что среди перспективных проектов экспорта газа Ашхабад уже выделил газопровод в Китай. Ведется переговорный процесс также по проектам газопроводов: Транскаспийскому -- европейского назначения, и Трансафганскому -- азиатского назначения. В то же время в пресс-релизе российского монополиста говорится, что «стороны полностью удовлетворены тем, как складывается взаимодействие «Газпрома» и «Туркменнефтегаза» на базе долгосрочного контракта на закупку газа». «Газпром» и Туркменистан -- надежные и проверенные временем партнеры, -- цитируются в нем слова г-на Миллера. -- Мы уверены, что наше сотрудничество будет только крепнуть и развиваться».
Долгосрочный контракт с «Газпромом» вынудил бы Туркменистан уже сейчас предъявить другим контрагентам аудит запасов и реальные планы развития добычи, которые могут обеспечить новые маршруты газом как минимум на 25--30 лет вперед. Отсутствие гарантий для России позволяет вести параллельные переговоры с другими потенциальными покупателями, прежде всего Еврокомиссией, которая пытается создать политическую платформу для поставок туркменского газа в ЕС в обход России.
Кроме того, можно констатировать, что соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере, которое в 2003 году подписали бывшие президенты России и Туркменистана Владимир Путин и Сапармурат Ниязов, фактически не выполняется. Оно, как известно, предполагает увеличение закупок «Газпромом» туркменского газа в 2008 году до 70--80 млрд кубометров, а в 2009-м -- до 80--90 млрд кубометров. Однако практически никаких усилий для реализации этих договоренностей сторонами сделано не было, объемы поставок так и составляют 40--42 млрд кубометров в год.
Даже для нового (гипотетического) проекта экспорта газа в сторону России -- Прикаспийского трубопровода -- Ашхабад согласился гарантировать только 10 млрд кубометров газа в год, что зафиксировано в тексте межправительственного соглашения. Правда, с момента его подписания в декабре прошлого года никакой конкретной работы по проекту не проводилось.
Все эти вопросы, очевидно, будут в повестке переговоров Дмитрия Медведева и Гурбангулы Бердымухамедова, но на скорое их решение надеяться не приходится. Пока Туркменистан лишь подтвердил готовность выполнять обязательства по поставкам газа во второй половине этого года (около 21 млрд кубометров) по ранее согласованной цене 150 долл. за тысячу кубометров. В первом полугодии она, как известно, была на 20 долл. меньше.