Вчера Совет законодателей при Совете Федерации России подключился к обсуждению
национального антикоррупционного плана, точнее, его законодательного обеспечения. На заседание совета впервые приехал глава государства Дмитрий Медведев, который назвал борьбу с коррупцией одной из главных задач своего президентского правления. В результате дискуссии стало понятно, что у прокуратуры есть шанс отвоевать часть потерянных полномочий у созданного при ней, но абсолютно автономного Следственного комитета (СКП), и в России может появиться орган, законодательно ответственный за борьбу с коррупцией.
Президент взялся за коррупцию активно: месяц назад он создал совет по противодействию этой, на взгляд главы государства, системной угрозе развитию России. За это время совет разработал национальный план борьбы с коррупцией, который глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин представил Медведеву неделю назад. Теперь настало время обсудить детали национального плана на Совете законодателей.
Выступая в Совете Федерации, президент выразил желание, чтобы план по борьбе с коррупцией в течение полугода приобрел форму законов. «Мы должны в новый год войти с современным антикоррупционным законодательством», -- заявил г-н Медведев.
Президент рассказал Совету законодателей о деталях плана. Одной из них станет появление определения коррупции в российском законодательстве, которое на данный момент в нем отсутствует. План Медведева также содержит специальные требования к государственным чиновникам и судьям. Президент предлагает сократить категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок судопроизводства по уголовным делам.
Законодательным новшеством должна стать и административная ответственность юридических лиц, замешанных в коррупционных деяниях. В частности, планируется ввести процедуру дисквалификации как вид административного наказания. Г-н Медведев отметил: «Это те позиции, которые мы принимаем на себя после присоединения к нескольким конвенциям -- Конвенции ООН против коррупции и конвенции Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию».
Президент не обошел стороной и тему антикоррупционной экспертизы законопроектов. «Мы должна заложить критерии, что исследуется и для чего, на предмет каких возможностей, чтобы не взрыхлили юридическую поляну, -- сказал глава государства. -- Ведь при желании на эту тему даже я, учитывая, что хотя уже давно не занимаюсь юридической практикой, готов за полчаса раздолбать любой закон и показать там десяток возможностей для злоупотреблений».
Дмитрий Медведев выразил убеждение, что чиновники, поступающие на госслужбу, должны передавать активы в доверительное управление. «Нужно разработать полноценный порядок передачи активов в доверительное управление, потребовать отчуждения этих активов в пользу лиц, которые не являются родственниками или друзьями человека», -- сказал он. Г-н Медведев также отметил, что советы директоров компаний, в том числе с государственным участием, должны быть освобождены от значительной части входящих в них чиновников. «Государственную позицию может озвучить один председатель совета директоров. Все остальные занимаются лоббизмом или кормлением, -- жестко заявил президент. -- Если председатель совета директоров в акционерном обществе, которое контролируется государством или в котором есть доля участия государства, -- это вполне объяснимая вещь, то зачем там десяток клерков среднего звена?».
Одним из инструментов борьбы с коррупцией президент назвал электронный документооборот: «Вы знаете, что во многих странах документы отправляют по Интернету и совершают другие действия. Во-первых, это быстро, а во-вторых, совершенно справедливо. Это минимизирует общение с чиновником, по Интернету или иной коммуникационной системе вымогать взятку значительнее сложнее и следы остаются».
В целом президент считает, что борьба с коррупцией -- это «дело чести для государства».
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов также поделился с присутствующими своими предложениями. Например, о введении конфискации имущества за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Причем конфискация должна применяться не только к коррупционеру, но и к членам его семьи. «Также это наказание должно применяться при превышении полномочий, незаконном участии должностного лица в предпринимательской деятельности и служебном подлоге», -- сказал спикер. Он выступил за отмену условного наказания за коррупционные преступления, ужесточение уголовного законодательства за такие виды преступлений.
Во время дискуссии на заседании Совета законодателей министр юстиции Александр Коновалов предложил вернуться к практике «подключения прокуроров к максимально ранней стадии проведения следствия». Около года назад, с создания СКП, прокуратура лишилась права не только возбуждать, расследовать и прекращать уголовные дела, но и фактически надзирать за следствием. Если раньше прокурор мог указывать следователю, что ему надлежит делать, то теперь его предписания носят чисто рекомендательный характер. Генпрокуратура всегда выступала за возвращение к ней этой функции. И вчера замгенпрокурора Александр Буксман, конечно, горячо поддержал предложение министра юстиции. «Этого требует жизнь. Та практика, которая была раньше, а именно так и было, себя полностью оправдала», -- сказал он. На что президент ответил, что «в таком случае это необходимо серьезно обсудить», и дал поручение министру юстиции письменно оформить это предложение.
После заседания Сергей Миронов заверил журналистов, что задача, поставленная президентом -- войти в новый год с полным пакетом антикоррупционного законодательства, -- будет выполнена.
В Думе также готовы выполнять антикоррупционный план. Спикер нижней палаты парламента, председатель высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов, выступая вчера на Конгрессе национального бизнеса России, пообещал, что в России в 2008 году будет утвержден план по борьбе с коррупцией. «Формирование стимулов для широкого развития экономики невозможно без снижения уровня коррупции и административных барьеров. В ближайшие месяцы должен быть утвержден план противодействия коррупции, который предусматривает, в частности, модернизацию законодательной и нормативной базы», -- сказал г-н Грызлов.
Член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, депутат фракции «Единая Россия» Олег Валенчук в беседе с корреспондентом «Времени новостей» отметил, что «разработка государственной политики в сфере противодействия коррупции невозможна без глубокого пересмотра законодательной базы. Современная ситуация требует от нас максимальной прозрачности власти и снижения административных барьеров, а для этого необходимы такие же «прозрачные», понятные и профессионально написанные законы, исключающие малейшую возможность двойной трактовки».
По итогам заседания Совета законодателей было принято решение создать рабочую группу по выработке предложений в национальный план противодействия коррупции и по его реализации. Совет законодателей рекомендовал Федеральному Собранию России внести ряд поправок в действующее законодательство, предусматривающих определение органа, ответственного за противодействие коррупции. «Мы также предложили правительству принять комплексные меры по обеспечению условий свободной конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранению дискриминации и монополизма в доступе к инфраструктуре естественных монополий», -- сказал после заседания сенатор Амир Галлямов.