Министерство финансов выдвинуло новую законотворческую инициативу -- написать единый закон для всех существующих госкорпораций. Такое предложение высказала заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко. Пока не совсем ясно, какие именно моменты деятельности госкорпораций будет регулировать новый закон. Сейчас наибольшие опасения, прежде всего у экспертного сообщества, вызывает то обстоятельство, что подотчетность компаний, тратящих государственные деньги, не оформлена законодательно. Представитель влиятельного ведомства, пожалуй, впервые публично признал необходимость закрепить такие положения в нормативном документе.
При создании каждой госкорпорации пишется отдельный федеральный закон, затем уже внутри корпорации принимаются устав, меморандум деятельности и т.д. Глава государства назначает главу корпорации. Правда, госкорпорации как форма ведения бизнеса у нас регулируются законом о некоммерческих организациях. И государство не является владельцем этих структур, собственность в них и не частная, и не государственная.
Критики, среди которых выделяются Министерство финансов и Министерство экономического развития, находят разнообразные
дефекты в системе взаимоотношений госкорпораций и власти (не говоря уже о влиянии этих структур на рыночные отношения). А, например, председатель Счетной палаты Сергей Степашин заволновался, что может не получить доступа к отчетности компаний. Он предупредил, что, по его мнению, препятствий для проверок быть не должно.
И вот теперь замминистра финансов Татьяна Нестеренко в полном соответствии с последовательной позицией своего ведомства признала, что прозрачность управления ресурсами госкорпораций остается неурегулированной проблемой. Решение -- принятие единого рамочного закона, регулирующего деятельность госкорпораций. «Нам нужно принять рамочный, модельный закон», -- заявила г-жа Нестеренко. Она обеспокоена тем, что сейчас деятельность госкорпораций регулируется разными законами и это лишь усложняет контроль над их деятельностью.
При этом в отдельных законах, формирующих госкорпорации, есть норма, которая устанавливает право Счетной палаты на проверку расходования средств. Правда, под контроль пока попал только «Росатом», в законы об остальных госкорпорациях такой пункт не вошел. Но, кажется, и они могут дождаться: не последний человек в финансовом ведомстве указывает на необходимость внесения уточнений по этому вопросу. «Здесь (в проверке деятельности госкорпораций. --
Ред.) очень важны элементы контроля. Возможно, мы в будущем вернемся к этому вопросу», -- сказала г-жа Нестеренко.
Тем не менее идея принятия единого закона может столкнуться с самой идеей, точнее, целями деятельности госкорпораций. Ведь каждая из них была создана под разные задачи. В одних случаях -- чисто отраслевые, узкоспециализированные, в других -- как раз межотраслевые или инфраструктурные, одни привязаны к конкретному сроку деятельности (например, госкорпорация по ЖКХ или "Олимпстрой"), другие -- явно надолго...
Что касается регулирования макроэкономических эффектов от деятельности госкорпораций, то здесь ответственность полностью лежит на правительстве и денежных властях. Они, по словам замминистра финансов Татьяны Нестеренко, могут и должны ограничивать госкорпорации в размещении ресурсов на финансовом рынке в случае, если это приводит к инфляции: «В таком случае Центробанк должен сказать «стоп». Вопрос не в том, что госкорпорации не генерируют инфляцию, а вопрос в том, как они будут размещать временные ресурсы».