|
|
N°117, 03 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В поисках самодостаточности
Российские кинематографисты пытаются спрогнозировать развитие отрасли
В Москве проходит форум кинематографической общественности «Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего». Цель мероприятия -- проанализировать состояние отрасли, обозначить особо острые проблемы и попытаться спрогнозировать будущее. (Инициатором проведения мероприятия выступило Министерство культуры наряду с организацией Movie Research.)
Первый день был отдан докладам основных игроков отрасли (пришли, правда, далеко не все из тех, кого анонсировали, особенно заметным было отсутствие Константина Эрнста и Александра Роднянского) и стал настоящим бенефисом Никиты Сергеевича Михалкова.
Перед началом заседания состоялся импровизированный брифинг, на котором г-н Михалков сообщил, в частности, что результаты проката, а главное, восприятия фильма «12» превзошли все самые смелые его ожидания. Что российскому кино не стоит рваться на Запад, где оно все равно никому не нужно, а 120 млн человек -- вполне достаточная аудитория, чтобы российское кино могло чувствовать себя самодостаточным. Вот ведь и американский кинематограф работает исключительно на внутренний рынок, европейские сборы его ничтожны.
Это заявление все-таки нуждается в некотором комментарии: по данным распространенного на форуме доклада, объем потенциальной зрительской аудитории в России не 120, а всего лишь 10--14 млн человек; что же касается Голливуда, то зарубежный прокат приносит, как известно, американским студиям очень серьезные дивиденды, а некоторые фавориты мирового проката становились таковыми исключительно благодаря Европе и Азии.
Но если импровизированное выступление Михалкова перед прессой больше строилось на эмоциях, чем на бережном обращении с фактами, то его доклад был не просто артистичен, но и хорошо подготовлен, к тому же в основном касался аспектов действительно существенных.
Более того, Михалков позволил себе то, что вряд ли мог позволить себе кто-либо еще из присутствовавших, -- адресную критику некоторых форматов продвижения кинопродукции.
«Они милые, славные люди, но фильм-то откровенно слабый! -- заявил он о создателях продолжения «Иронии судьбы». -- Зачем же выдавать его за событие?» И далее заговорил о том, что, во-первых, погублен национальный миф («Как Рязанов на это пошел, не знаю, да и не мое это дело»), а во-вторых, если посчитать объем рекламы (в том числе скрытой), которой поддерживалась новая «Ирония», и перевести его в реальные деньги, то и получатся примерно те же 50 млн долл., что собрал фильм в прокате. (Эту часть выступления НСМ зал встречал дружными аплодисментами.) Следующий фильм -- Wanted («Особо опасен») Тимура Бекмамбетова, снятый на студии Universal, -- Михалков по профессии оценил гораздо более высоко. Но и тут есть одна закавыка: персонаж, которого предлагается принести в жертву благополучию миллионов, носит, как показалось Михалкову, сербскую фамилию, а значит, фильм не просто триллер, а тонкая пропаганда, направленная в том числе и на создание образа врага.
Этой голливудской казуистике Никита Сергеевич предлагает противопоставить нашу идеологическую «загруженность» кинематографа, но уже исключительно позитивную. Например, создание специальной государственной программы по производству фильмов-ремейков о выдающихся российских исторических личностях, в первую очередь полководцах («Сценарии отличные, переснять на современном уровне -- и будут смотреть лучше, чем «Пиратов Карибского моря»!»).
Тут Михалков явно солидарен с новым министром культуры, говорившим в своем докладе: «Наш активный вход в мировую кинематографию не должен размывать национальные особенности и нравственные ориентиры» (правда, о каком «активном входе» и каких особенностях идет речь, г-н Авдеев не уточнил).
Говорил Никита Сергеевич и о вещах, кинематографической общественности отлично известных и сомнений не вызывающих, -- о нехватке залов и нехватке производственных мощностей. О том, что у малых студий скорее всего нет будущего, и выживут те, кто будет производить 10--30 фильмов в год. О том, что «понты бегут впереди профессии» и совершенно исчезли специалисты среднего звена (в качестве примера Михалков привел историю с не вовремя и неправильно прогремевшим взрывом на съемках «Утомленных солнцем 2»). Вскользь прошелся по экс-министру Швыдкому и отбыл с форума вместе с действующим министром Авдеевым, заранее, впрочем, извинившись, что из-за съемок (похоже, горе-специалисты среднего звена сильно растянули процесс производства сиквела «Утомленных солнцем») должен будет уйти пораньше.
Вслед за Михалковым выступал Александр Голутва, недавно утвержденный в ранге заместителя министра, то есть продолжающий, как и много лет подряд, возглавлять российскую кинематографию. Начал Голутва с того, что давление снизу, то есть бесконечные жалобы участников рынка на отсутствие объективных статистических показателей, завершилось-таки тем, что будет введен единый электронный билет, и соответственно сведения о сборах нельзя будет варьировать по своему усмотрению. Распоряжение об этом дал президент (насколько нам известно, еще Путин), и оно будет выполнено до конца 2008 года. А вот «продавить» государство на строительство кинотеатров в малых городах пока не удается, потому что «нет давления со стороны сообщества». Сейчас в России всего 1510 залов в 669 современных кинотеатрах, за год в них было показано 350 картин, что дает очень быструю сменяемость репертуара и, как следствие, малоокупаемость российской продукции. К тому же из-за инфляции и роста гонораров совокупный бюджет российских фильмов в 2007 году (6 млрд руб.) оказался в три раза больше, чем пять лет назад.
Окупаются единицы, а государство поддерживает финансово более 100 картин в год. Принципы этой поддержки изменятся, но как именно, из доклада понять было сложно. Во всяком случае, активно обсуждавшаяся в продюсерской среде мысль о том, что поддерживать надо не отдельные проекты, а доказавшие свою дееспособность и эффективность кинокомпании, пока не прозвучала.
Ясно, что продолжится нишевая поддержка (детское кино, артхаус, дебюты), что помимо производства будет учитываться и продвижение и что министерство культуры уже отреагировало на идеологический заказ касательно финансирования из федерального бюджета особо ценных с точки зрения национальной идеи кинопроизведений. Начиная с 2009-го ежегодно будет производиться десять таких картин с объемом господдержки 200 млн руб. каждой. Каким образом будут определяться кандидаты на получение столь существенного по российским меркам бюджета (в 4--6 раз превосходящего средний бюджет российских фильмов), пока не объявлено. Как эти гипотетические крупномасштабные вливания соотносятся с предупреждением Голутвы о том, что «с каждым днем становится все труднее доказывать, что кинематограф нуждается в государственной поддержке», тоже не очень понятно.
Очевидно, участникам форума только предстоит в этом разобраться.
Лариса ЮСИПОВА