|
|
N°45, 15 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прокурорам дали два дня
Россия расстается еще с одним пережитком советского права
С 1 июля 2002 года гражданин России может быть задержан на срок более 48 часов только по решению суда. Эта норма записана в Конституции (статья 22-2), однако в соответствии с положениями о переходном периоде не действовала до принятия нового Уголовно-процессуального кодекса (УПК). Закон «О введении в действие УПК РФ» предусматривал, что прокуратура передаст судам право санкционировать аресты лишь с января 2004 года. Однако вчера Конституционный суд вынес решение по жалобам трех граждан, пребывавших под арестом без решения суда. Каждый из них обратился в КС самостоятельно, их адвокаты только на слушании дела, которое состоялось 14 февраля, узнали о существовании параллельных обращений. В итоге суд признал не соответствующими Основному закону ряд статей старого УПК, позволявших лишать человека свободы и продлевать содержание под стражей по постановлению прокурора. Парламенту поручено «обеспечить введение в действие норм, предусматривающих судебный порядок применения ареста, а также задержания на срок свыше 48 часов, с 1 июля 2002 г.».
«За такое решение я готов расцеловать членов КС, -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» адвокат Борис Кузнецов. -- Я с каждым днем убеждаюсь, что в России действует судебная система, начиная с КС и верховных судов и заканчивая районными судами. Даже если на первом этапе будут сбои, все утрясется».
Без сбоев скорее всего не обойдется. Большинство юристов, опрошенных корреспондентом газеты «Время новостей», положительно оценивая решение КС, предполагают, что его реализация столкнется с трудностями. Представитель Госдумы в КС Валерий Лазарев заявил, что решение «очень хорошее с теоретической, идеальной точки зрения, но практически выполнить его будет тяжело. В силу нынешнего состояния дел в судах трудно представить, чтобы они более качественно, чем прокуроры, решали этот вопрос». Еще менее оптимистичен заведующий Московской областной юридической консультацией Сергей Кругляков: «Мне кажется, что суды с трудом справятся с таким потоком дел, особенно в регионах. Cудей явно недостаточно. Вопрос прежде всего в кадровом обеспечении». Впрочем, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Время новостей» о возможности перегрузки судов, сказал: «Это касается прежде всего материального обеспечения. В ближайшее время мы начнем плотно работать с правительством и законодателями. Очень скоро вы увидите результаты этой работы». «Я думаю, что если бы КС не принял этого постановления, то реализация этой нормы была бы отложена под тем же самым предлогом неготовности судов», -- комментирует постановление КС депутат Сергей Попов («Яблоко»). «Решение трудновыполнимое, но выполнять его нужно», -- сказали в администрации президента.
На самом деле, когда вопрос слушался в КС, все привлеченные к процессу ведомства -- Генпрокуратура, МВД, ФСБ, ВС, Минюст -- высказались против скорейшего введения новой нормы УПК. Все исходили из «реального положения дел» -- нехватки судей, больших затрат и т.д. Причем, как ни удивительно, эту точку зрения, по словам адвоката Георгия Каганера, от имени своего клиента, отстаивавшего скорейшее вступление новой нормы в действие, поддержал и представитель организации «За права человека». Однако КС в конце концов принял точку зрения адвокатов, решив, что с принятием нового УПК переходный период закончился.
Что же касается того, кому, кроме простых граждан, может быть выгодно решение КС, это вчера так и осталось неясным. Одним из главных «двигателей» судебной реформы является замглавы администрации президента Дмитрий Козак, однако источники газеты «Время новостей» в Генпрокуратуре предположили, что такой исход «дела об арестах» ему вряд ли выгоден. «Он добился чего хотел, и его вполне устраивало, что изменения вступят в силу в 2004 году, когда будет подготовлено все необходимое. Тем более что за оставшиеся два года под нововведения из бюджета должны были выделить солидное дополнительное финансирование. Введение же изменений наспех почти никому не выгодно, в том числе и г-ну Козаку», -- отметил источник в Генпрокуратуре.
Представители Генпрокуратуры вчерашнее решение КС назвали бомбой, предназначенной не им, а судам. В Генпрокуратуре не считают, что решение КС как-то уменьшает роль или ограничивает функции прокуроров. Как отметили в ведомстве Владимира Устинова, вопрос о том, кто будет выдавать санкции на арест, уже был принципиально решен, и когда его начнут выполнять -- раньше или позже, не так уж важно. Главное, отметили в Генпрокуратуре, что в соответствии с новым УПК все уголовные дела будут возбуждаться только с санкции прокуроров. Кроме того, прежде чем пойти в суд за санкцией на арест, надо будет опять же получать прокурорское согласие.
На самом деле нагрузка на суды возрастет не столь значительно. Так, в 2001 году в Москве, по данным городской прокуратуры, всего было задержано по ст. 122 УПК 21144 человека. Всего в столице 32 межрайонных суда -- соответственно, каждый из них рассматривал бы в месяц примерно по 50 подобных дел. Это количество вряд ли может парализовать судебную систему.
Виктор ПАУКОВ, Павел АПТЕКАРЬ, Александр ШВАРЕВ