Время новостей
     N°116, 02 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.07.2008
Минфин выступил за сокращение налога на прибыль
В отличие от НДС его снижение не приведет к росту инфляции
Выполняя обязательства по увеличению пенсий и зарплат бюджетникам, Министерство финансов, судя по всему, пока не видит перспективы снижения налога на добавленную стоимость. В целях стимулирования экономического роста взамен этого в финансовом ведомстве предлагают рассмотреть возможность уменьшения налога на прибыль.

Нестабильность на мировых рынках и непредсказуемость цен на нефть, похоже, сделали Минфин еще менее сговорчивым в вопросе снижения НДС. Причем к старым сомнениям по этому поводу добавились новые. НДС -- единственный налог, собираемость которого устойчиво растет вслед за ростом ВВП, подчеркивают в Министерстве финансов. Он в 2007 году обеспечил 37% налоговых поступлений федерального бюджета (для сравнения: налог на прибыль -- 17%, единый социальный налог -- 11%). НДС останется «палочкой-выручалочкой» для бюджета и в предстоящие десять лет, когда прибыль наших компаний из-за роста тарифов и стоимости рабочей силы снизится. Не говоря уже о том, что, по прогнозам экспертов, в ближайшее время российскую экономику может ожидать снижение нефтегазовых доходов на фоне роста социальных обязательств государства и несбалансированности пенсионной системы.

Есть и более актуальный аргумент против: НДС фактически налог на потребление, его снижение подстегнет спрос и неминуемо приведет к дополнительному росту инфляции. По некоторым оценкам, именно нынешний «высокий» НДС защищает российскую экономику от перегрева. «НДС -- это налог на спрос, который и так стремительно растет, поэтому снижать НДС в условиях перегрева экономики -- все равно что подливать керосин в огонь», -- считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

Между тем тогда как за последние 15 лет Россия дважды снижала НДС, во многих странах этот налог, напротив, повышался. Действующая сегодня в России ставка НДС (18%) существенно меньше, чем, например, в Дании и Швеции (25%), несколько меньше, чем в Хорватии, Финляндии и Польше (22%), и сопоставима, хотя и меньше ставки НДС в Чехии и Словакии (19%). Зарубежная практика, прежде всего наиболее развитых стран -- членов ОЭСР, подтверждает, что в целях налоговой конкуренции за привлечение инвестиций они сокращают не НДС, а налог на прибыль. Сокращение налога на прибыль стимулирует инвестиции предприятий, то есть реально влияет на развитие бизнеса, считают эксперты. Например, увеличение амортизационной премии и льготы по капиталовложениям могли бы привлечь в Россию крупные иностранные компании, тогда как от реформирования НДС такого эффекта ожидать не стоит.

Действительно, снижение НДС, по мнению аналитиков, не даст ощутимых для экономики результатов. Так, в 1992--1993 годах в России действовала ставка НДС 28%, однако после ее снижения до 20% никакого перелома в экономической динамике не наступило. С очень большой долей вероятности снижение НДС, по какому бы сценарию оно ни произошло, сейчас приведет к тому, что высвободившиеся у предприятий от экономии на налогах средства пойдут не на инвестиции, а окажутся на потребительском рынке, стимулируя инфляцию.

В связи с этим зарубежные эксперты советуют ни в коем случае не снижать НДС более чем на 2%. В свою очередь в Минфине посчитали, что снижение ставки НДС хотя бы до 12% приведет к потерям для бюджета как минимум 1 трлн руб. С учетом этого, считают в Минфине, не очень понятна зацикленность некоторых представителей бизнеса именно на снижении НДС. Послабления по налогу на прибыль могут стать реальной альтернативой снижению НДС, считают в Министерстве финансов.

Владимир МЫТАРЕВ
//  читайте тему  //  Налоговая реформа