Уклонение от материальной поддержки бывших чад и домочадцев обойдется теперь алиментщикам в пять раз дороже. Президент Дмитрий Медведев вчера подписал закон,
вносящий поправки в Семейный кодекс, в те его положения, которые касаются ответственности за неуплату или несвоевременную уплату алиментов. Согласно новой редакции ст. 115 кодекса, уклонист должен будет выплачивать неустойку в размере 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки (раньше эта пеня составляла 0,1%). Пресс-служба главы государства особо подчеркивает, что этот закон, принятый Госдумой 11 июня и одобренный Советом Федерации 18 июня, «направлен на защиту прав получателей алиментов и повышение ответственности за их несвоевременную плату».
«Это безусловно, положительная мера, поскольку
ситуация с алиментами у нас скатилась до такого состояния, что в определенные годы можно было говорить об отсутствии алиментов как механизма компенсации» -- так в беседе с «Временем новостей» прокомментировал законодательные новшества президент Института верховенства права Станислав Маркелов. Юрист напомнил, что до недавнего времени многие граждане получали зарплаты «в конвертах», и, следовательно, алименты либо не платились вообще, либо были символическими. Впрочем, отмечает г-н Маркелов, повышение неустойки позволит хоть как-то дисциплинировать лишь тех алиментщиков, которые не желали платить, потому что забывали о своей обязанности или считали ее ненужной. «Но для того, чтобы поймать тех, кто сознательно уходит от выплаты алиментов, нужны более серьезные меры», -- подчеркивает он.
Судя по данным Федеральной службы судебных приставов -- ведомства, непосредственно отвечающего за работу со злостными неплательщиками, «клиентами» нового закона могут оказаться более 10 млн человек. По словам директора ФССП Николая Винниченко, именно столько в России насчитывается «должников по обязательству о взыскании алиментов». «Каждый год к нам поступает до 1 млн исполнительных листов о взыскании с должников алиментов», -- сообщил главный судебный пристав во время встречи с журналистами в минувшую пятницу. Заместитель г-на Винниченко Артур Парфенчиков добавил, что количество граждан, манкирующих обязанностями по материальной поддержке своих бывших семей, не склонно к уменьшению.
Хотя дознаватели службы судебных приставов работают со злостными уклонистами не хуже сотрудников МВД (напомним, что ранее «алиментные» дела находились в ведении органов внутренних дел), «все же проблемы есть», признают руководители ФССП. Судебные решения не всегда исполняются в нужный срок, квалификация приставов в ряде случаев оставляет желать лучшего, у самих должников далеко не всегда есть имущество, на которое пристав мог бы наложить взыскание. Но самое главное, по мнению г-на Винниченко, у судебных исполнителей по-прежнему нет достаточного количества рычагов воздействия на алиментщиков. «Тот арсенал, который имеется сейчас у исполнительной власти, может быть усилен», -- уверен глава ФССП.
Руководство судебно-исполнительного ведомства таким образом дает понять, что одним лишь повышением штрафа за невыплату алиментов не обойтись -- недобросовестного родителя еще надо найти и заставить раскошелиться. А для этого полномочия судебных приставов потребуют еще большего расширения. Выступая на «круглом столе», посвященном вопросам взыскания алиментных платежей, Николай Винниченко напомнил о том, что уже сейчас на рассмотрении Госдумы находится «ряд предложений, совершенствующих механизмы принудительного воздействия на должников» -- например, законопроект, предусматривающий возможность временного лишения должника права на вождение автомобиля. «Если у злостных алиментщиков Москвы отобрать водительские права, это помогло бы освободить город от пробок», -- поддержала главного судебного пристава первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова. Представитель столичной мэрии поддержала и другое предложение, которое уже давно «проталкивает» г-н Винниченко. Речь идет о создании федерального алиментного фонда -- подразумевается, что дети алиментщиков-неплательщиков будут получать деньги из госбюджета, а уже потом эта сумма будет взыскиваться приставами с самого непутевого родителя в пользу государства.
Кроме того, глава ФССП предложил перенять передовой зарубежный опыт и дать судебным исполнителям право не только отбирать у должников водительские права, но и приостанавливать действие документов, вплоть до паспорта, а также запретить выдавать им банковские кредиты или, например, лицензии на охоту и рыбалку.
Также не исключено, что в законодательство будут внесены изменения, позволяющие приставам обнародовать персональные данные злостных алиментщиков, находящихся в розыске. Во всяком случае, с тем, что своеобразные «позорные столбы» могут возыметь действие, согласилась первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Наталья Карпович. Кстати, нечто подобное уже опробовали на практике судебные приставы Нижнего Новгорода, разместившие в центре города информационное табло с фотографиями и фамилиями злостных алиментщиков.
По мнению адвоката Станислава Маркелова, помимо тех мер, которые предлагает ФССП, существует еще один эффективный рычаг воздействия на алиментщиков -- контроль за крупными покупками этих граждан. «Если у человека официальная зарплата 10 тыс. руб., то он платит алименты с этой суммы, и к нему юридически невозможно придраться, -- поясняет юрист. -- Но если этот же человек не платит алименты, но при этом покупает квартиру, автомобиль, гараж или земельный участок, то, безусловно, у правосудия должны возникнуть к нему вопросы».