Вчера президент Польши Лех Качиньский заявил, что Варшава пока не будет подписывать
Лиссабонский договор о реформе Европейского союза. По его мнению, это сейчас "беспредметно", а после
негативного результата референдума в Ирландии вообще лишено смысла. Большинство ирландцев 12 июня проголосовали против нового базового документа, определяющего принципы и механизмы более эффективного функционирования ЕС. Ранее ожидалось, что «Договор о реформах», или Лиссабонский договор, подписанный лидерами стран Евросоюза в столице Португалии в декабре 2007 года, вступит в силу в январе 2009 года.
Президент Качиньский для объяснения своей позиции даже призвал на помощь русского генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, сославшись на его призыв иметь «время и терпение». Глава польского государства считает, что надо дождаться, пока не изменит свою позицию Ирландия. Задав самому себе вопрос: «Когда надо действовать коллективно в рамках ЕС, а когда индивидуально?» -- пан Качиньский вчера воздержался от однозначного ответа и привел два примера. По его словам, в двусторонних переговорах с США по противоракетной обороне коллективизм Польше невыгоден. А в отношениях Евросоюза с Россией коллективизм полезен.
Эти рассуждения приняли в штыки политики из правящей либеральной партии «Гражданская платформа» во главе с премьером Дональдом Туском. Они утверждают, что отказ президента подписать Лиссабонский договор, тем более после его ратификации в апреле сеймом, ставит Польшу в ряды стран, которые «подрывают совместное европейское будущее». «Я убежден, что ратификация договора всецело в интересах Польши», -- заявил вчера пан Туск и добавил: «Трудно представить себе ситуацию, чтобы Польша оказалась на месте Ирландии. Это очень затруднительная позиция».
Маршал сейма Бронислав Коморовский также считает, что президент обязан поставить подпись под собственным творением -- ведь Лех Качиньский лично участвовал в переговорном процессе по Лиссабонскому договору. «Польша должна принадлежать к странам, которые помогали бы ирландцам в преодолении кризиса», -- добавил пан Коморовский.
Президент Качиньский предпринял демарш против Лиссабонского договора в тот день,
когда Франция начала председательство в Евросоюзе и открыла свой рынок труда для польской рабочей силы. Своеобразный «презент» президента Польши французскому коллеге воскресил в памяти так долго готовившийся
визит месячной давности мсье Саркози в Варшаву. Тогда депутаты сейма бурно приветствовали заявление президента Франции «Да здравствует французско-польская дружба!» Расчувствовавшийся Саркози даже преподнес в дар президенту Качиньскому раритетный французский коньяк 1713 года выпуска. Но в Польше привыкли считать: лучше своя -- пусть и горькая -- «Выборова»...
Вчера же президент Качиньский заметил: «Моя политика является путем, который должен привести к тому, чтобы номер телефона польского президента или премьера был часто использован политиками из Берлина, Парижа, Лондона, а также других столиц». Похоже, что с таким навязчивым способом привлечения внимания все может получиться совсем наоборот.