|
|
N°45, 15 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Похитители Завадского сели навсегда
Что стало с похищенным, неизвестно
Минский областной суд не удовлетворил требование прокурора приговорить к смертной казни всех четверых членов группы Валерия Игнатовича, обвиняемых в похищении оператора ОРТ Дмитрия Завадского. Максимальное наказание, пожизненное заключение, получили сам Игнатович и Максим Малик. Алексей Гуз осужден к 25 годам лишения свободы, Сергей Саушкин к 12 годам. Обвиняемые своей вины не признают. Игнатович объявил вынесенный ему приговор происками «сионистов».
Группа Валерия Игнатовича обвиняется в целом ряде преступлений. Но самый громкий эпизод уголовного дела, предопределивший к нему общественное внимание, -- похищение Завадского в августе 2000 года. Суд не дал ответа, где Завадский и жив ли он. На вопрос, можно ли считать установленным факт смерти Завадского, государственный обвинитель Федор Шведов ответил: «Ничего такого я не говорил».
Игнатович, единственный из обвиняемых, ответивший на вопросы журналистов после приговора, заявил, что ему о местонахождении Завадского ничего не известно. «Я ни в чем не виновен и более чем уверен, что невиновны ребята», -- сказал он. Уверена в невиновности сына и мать Максима Малика, которая заявила, что может «спокойно смотреть в глаза матери Дмитрия Завадского».
Нежелание подсудимых признавать вину понятно, однако в их виновности, похоже, сомневается и потерпевшая сторона. «Есть много моментов, не доказанных следствием и не установленных судом. Это само похищение, транспортировка машины, отсутствие свидетелей. Просто другие, более тяжкие преступления, поглотили эпизод с похищением Димы», -- сказала мать Завадского. Действительно, и без этого эпизода прочих преступлений хватило бы для вынесения смертного приговора по крайней мере троим подсудимым. Ведь кроме грабежей, разбоев и вымогательств Игнатович, Малик и Гуз признаны виновными в совершении с особой жестокостью шести убийств. Судя по всему, гособвинитель Федор Шведов остался не очень доволен приговором.
Сдержанное удовлетворение высказал лишь представитель ОРТ Павел Шеремет. По его словам, тот факт, что членам группы сохранили жизнь, «дает шанс через несколько лет вернуться к расследованию». Ссылаясь на бывшего генпрокурора Олега Божелко, Павел Шеремет рассказал собственную версию трагедии с Дмитрием Завадским. По его мнению, белорусские спецслужбы были причастны к каким-то махинациям в Чечне. «Завадского похитили с тем, чтобы узнать, есть ли на ОРТ и у меня лично какая-то информация по поводу этих махинаций. Его пытали, сломали позвоночник и решили добить, поскольку нельзя было уже скрыть это преступление. Эта версия мне кажется наиболее правдоподобной», -- считает он. В соответствии с этой версией, заказчиком похищения считается бывший секретарь совета безопасности, ныне генеральный прокурор Белоруссии Виктор Шейман.
Юрий АНДРЕЕВ, Минск