Внешэкономбанк ищет партнеров по реализации
проектов государственно-частного партнерства: пока многого им не обещают, но рассчитывают на гражданскую сознательность и интерес к предоставляемым возможностям. Не забывают в ВЭБе и о другом ответственном поручении правительства -- сохранении и приумножении пенсионных средств граждан. Банк выдвигает предложение внедрить еще один инструмент размещения этих средств -- инфраструктурные облигации.
ВЭБ одной из основных целей своей деятельности ставит развитие государственно-частного партнерства. В самом банке признают, что это направление является самым сложным, в том числе из-за того, что взаимоотношения на условиях ГЧП строятся в очень жестких институциональных рамках. Тем не менее до 2012 года кредитный портфель ВЭБа, сформированный на условиях ГЧП, должен расти на 50 млрд руб. ежегодно. Денег, чтобы обеспечить такой рост, хватит. Другое дело -- где взять достойные проекты. Банк развития будет ориентироваться в первую очередь на долгосрочные инфраструктурные проекты, рассказал вчера директор Центра государственно-частного партнерства ВЭБа Александр Баженов.
Планы глобальные: до 30% кредитного портфеля должно формироваться за счет проектов государственно-частного партнерства. Пока, по словам директора центра, на портфель проектов ГЧП приходится гораздо меньше. Самым крупным является проект по реконструкции и модернизации системы водоснабжения и канализации в Ростове-на-Дону (весь проект оценивается в 8 млрд руб., инвестиции со стороны ВЭБа -- 4,5 млрд руб.), а также пакет программ по созданию инфраструктуры технопарков в Калужской области. В планах банка -- участвовать на условиях ГЧП в проектах по строительству платных автодорог.
Задача ВЭБа во всех этих случаях -- привлечь частного инвестора туда, где госструктурам не хватает средств или компетенции. Банк будет нести риски своими средствами, предоставляемыми на условиях займов. Г-н Баженов не смог пообещать много потенциальным инвесторам (как известно, прибыль в государственных проектах все-таки ограничена возможностями бюджетов), он больше рассчитывает на их сознательность и определенные организационные преференции. «Сейчас мы запускаем новую схему проектов ГЧП. Банк будет собирать от муниципалитетов, региональных властей запросы на реализацию конкретных программ и формировать из них портфели однородных, однотипных проектов. Например, строительство школ -- 100 штук по всей России, и мы ищем для этого проекта одного оператора», -- поделился планами г-н Баженов. Частных инвесторов должна заинтересовать такая возможность реализовывать масштабные планы по унифицированной схеме, в которую местные власти не смогут привнести свой собственный колорит.
Инфраструктурные же проекты интересны самому банку со всех сторон. Ведь после завершения стадии строительства, при эксплуатации сооружений они могут стать прибыльными инструментами для вложения пенсионных средств. Известно, что пока эти накопления, переданные в доверительное управление ВЭБу, показывают не очень хорошие параметры роста. Уже выдвигались различные предложения разнообразить инструменты инвестирования пенсионных денег, что должно принести больший доход.
Пенсионные деньги -- «это естественный источник финансирования инфраструктурных проектов», уверен г-н Баженов, но вкладывать их можно только после завершения стадии строительства. Это позволит избежать рисков начальной стадии инвестирования, когда еще не ясно, будет ли проект успешным. Инструментом для инвестирования могут стать инфраструктурные облигации, выпускаемые проектными компаниями для рефинансирования кредитов.
Внешэкономбанк уже выдвигал такие предложения, они были услышаны и премьером, который поддержал инициативу банка. Но пока дело находится на стадии консультаций. «Есть все возможности реализовать это предложение без принятия отдельного закона. Если проводить это все через Госдуму, то потребуется до трех лет, если же обойтись изменениями и постановлениями, то можно завершить все уже к концу этого года», -- считает Александр Баженов.