Время новостей
     N°115, 01 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.07.2008
Зарплатная сетка
Правительство отказывается от уравниловки для бюджетников
Правительство окончательно определило срок ликвидации зарплатной уравниловки российских бюджетников. Единая тарифная сетка, являвшаяся основой для расчета окладов учителей, медработников, служащих НИИ, сотрудников учреждений культуры и гражданских служащих Минобороны, будет упразднена с 1 декабря этого года. Такое предложение министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой было одобрено вчера на заседании кабинета министров. При этом Белый дом готов наполнить реформу и определенным финансовым содержанием, заложив в бюджете 2009 года дополнительно 135 млрд. рублей. Это, впрочем, было неизбежным с учетом того, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2009 года составит 4330 рублей. «Установление такого высокого МРОТ накладывает определенный отпечаток на переход к новой системе оплаты труда», - заявила г-жа Голикова, пояснив, что «этот переход должен сопровождаться соответствующим уровнем дифференциации должностных окладов работников федеральных бюджетных учреждений».

Заручившись поддержкой премьер-министра Владимира Путина и главы Минфина Алексея Кудрина, г-жа Голикова добилась увеличения на треть ассигнований на выплату бюджетникам. По ее словам, закладываемые в бюджете на 2009 год суммы на треть превышают нынешние фонды оплаты труда. Однако теперь задача главы Минздравсоцразвития заключается в том, чтобы эти деньги не растеклись тонким слоем по 3 миллионам россиян, труд которых оплачивается из федерального бюджета, а новая модель, предполагающая дифференциацию размера заработка в зависимости от результатов и качества труда, легла бы в основу и расчетов с работниками бюджетной сферы «регионального подчинения».

Пока гарантий успеха г-жа Голикова дать, судя по всему, не может - ее ведомство продолжает собирать предложения министерств по «отраслевым сеткам», которые должны прийти на смену 18-разрядной ЕТС, и ведет споры с профсоюзами.

Сам факт перехода к новой системе оплаты труда требовал не только определенных "капиталовложений", но и политической воли, поскольку федеральное правительство тем самым делегирует вниз по вертикали право составлять штатное расписание учреждений бюджетной сферы. Ведь недостатки ЕТС, не позволявшей власти выделить из всей армии бюджетников наиболее «приоритетных» для определенного момента времени, в Белом доме признавали уже давно. В условиях бюджетного дефицита чиновники постоянно ссылались именно на тарифную сетку, объясняя, почему нельзя погасить волны профессиональных забастовок медиков или учителей - «точечные» вливания в ту или иную отрасль были невозможны, поскольку требовалось всеобщее повышение зарплат. О переходе к отраслевым «сеткам» тоже говорят не первый год, и на региональном уровне такие схемы уже внедряются в качестве эксперимента - тем более, что для от желающих участвовать в нацпроекте «Образование» Москва уже давно требует предоставить планы реформирования оплаты труда педагогов. Но при этом сами федеральные власти, по мнению некоторых экспертов, запаздывают с принятием решений. «Речь о таких нововведениях шла еще в 2001-2002 годах. Уже тогда было понятно, что принятая в ЕТС унификация всех отраслей по 18 разрядам неэффективна. То, что предлагается сегодня - это просто ЕТС внутри отраслей. Это, конечно, шаг вперед, но он должен был быть сделан еще минимум пять лет назад», - заявил «Времени новостей» руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По его мнению, сейчас уже необходим следующий шаг - «разработка методических указаний, на основании которых автономные бюджетные учреждения могли бы принимать собственные системы оплаты труда».

В свою очередь, в Минздравсоцразвития утверждают, что оба шага будут сделаны одновременно, тем более, что уже в этом году в ряде отраслей были попытки внедрить новую схему. Она строится на дифференцированном подходе и позволяет увеличить довольствие особо нуждающимся бюджетникам. Как пояснили «Времени новостей» в министерстве, «подстраивать» такую систему под нужды той или иной отрасли можно на разных уровнях - от министерства до школы, завода, больницы. И она способна учесть специфику работы и профессионализм каждого работника.

В основе системы действительно лежит все та же сетка. Но вместо всеобщих 18 разрядов должны появиться так называемые профессионально-квалификационные группы. Как напомнила вчера Татьяна Голикова, правительство еще осенью прошлого года обязало отраслевые министерства начать работу по уточнению этих групп. «В отдельных министерствах уже сформированы порядка 50 квалификационных профессиональных групп и в настоящее время готовятся нормативные документы, утверждающие новую сетку должностных окладов», -- сказала глава Минздравсоцразвития.

Помимо окладов вводятся и два вида новых выплат -- компенсационного и стимулирующего характера. Компенсационные выплаты полагаются работникам бюджетной сферы, «занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Также их должны получать те, кто работает в местностях с особыми климатическими условиями или в условиях, отклоняющихся от нормальных -- при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий или должностей, сверхурочной работе, работе в ночное время и т.д. Еще одна причина добиваться компенсационной выплаты, - работа со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, работа с шифрами.

Стимулирующие выплаты не обязательны, вопрос об их необходимости решается на местах, руководителями федеральных бюджетных учреждений. Министерским приказом устанавливаются лишь причины для дополнительных выплат. В частности, стимулирующие выплаты могут назначаться за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж и выслугу лет. К ним относятся и премиальные по итогам успешно выполненной работы.

Руководствуясь этими тремя источниками финансовых поступлений, руководителям самих бюджетных организаций и предстоит рассчитать и составить штатное расписание. А затем «защитить» его в вышестоящих инстанциях, доказав свое и своих подчиненных право на стимулирующую или базовую схему оплаты труда. С декабря 2007 года все бюджетные предприятия имели право попробовать такую систему в качестве эксперимента, а с 1 декабря этого года она станет обязательной для всех федеральных предприятий. Правда, в Минздравсоцразвития не исключают, что схема может подвергнуться и корректировке. «Возможны и уточнения отдельных пунктов постановления о переходе на новую систему оплаты труда», -- признала вчера Татьяна Голикова.

Как пояснили «Времени новостей» в Минздравсоцразвития, более четкие очертания конечная схема может обрести в конце июля-начале августа, когда все спорные и непонятные моменты будут обсуждаться на заседании трехсторонней комиссии по трудовым вопросам. На это же рассчитывают и в Федерации независимых профсоюзов России. По словам зампредседателя ФНПР Олега Нетеребского, процесс перехода к новой схеме оплаты труда бюджетников еще далек от завершения. «Можно сказать, что сейчас проходит процесс «притирки», - заявил г-н Нетеребский в беседе с корреспондентом «Времени новостей». Он пояснил, что вопросы к чиновникам у профсоюзов возникают из-за того, что пока никто внятно не разъяснил, что будут представлять из себя те самые «профессионально-квалификационные группы работников». «Непонятно, каким образом следует оценивать квалификацию работника. Критерии определения эффективности работы бюджетных служащих не вполне проработаны - как, например, оценить работу учителя или врача?» - заметил г-н Нетеребский. Тем не менее, представитель ФНПР выразил надежду на то, что ответы на эти вопросы будут получены, поскольку премьер-министр Владимир Путин поставил своему кабинету задачу - учесть при разработке новой системы мнение профсоюзов.

Однако параллельно премьер ставил и другую задачу - не допустить роста инфляции. И следовательно, добиться того, чтобы реформа оплаты труда не обернулась простой индексацией в особо крупных масштабах. В ФНПР в макроэкономические вопросы вдаваться не склонны. «Самое главное, что прозвучало в ходе обсуждений, - есть уверенность в том, что с 1 декабря фонд оплаты труда будет увеличен на 30%. Это является безусловным благом для работников», - считает Олег Нетеребский. Евгений Гонтмахер из Института экономики РАН также убежден в том, что дополнительные 135 млрд. рублей действительно помогут повысить доходы бюджетников, не оказав при этом «сильное влияние на макроэкономические показатели, в частности, на инфляцию». Однако некоторые эксперты все же отмечают, что подобного рода решения всегда несут в себе инфляционные риски. По словам директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, уровень зарплат учителей в 2007 году оставался таким же как и в 2002 году - 65-66% от средней заработной платы по стране. «Индексация необходима, но на другой чаше весов должны быть меры по анитинфляционному регулированию, - заявил г-н Николаев «Времени новостей». - Однако ничего подобного не наблюдается, и, наоборот, принимаются решения, ускоряющие инфляцию, например, ускоренная индексация тарифов естественных монополий. Получается, что хотя мы и понимаем инфляционность повышения расходов бюджета, но никак не противодействуем. Эти меры - по повышению фонда оплаты труда - потенциально инфляционные, но не обязательно, что они действительно приведут к инфляции. Увы, как бы мне не хотелось обратного, нужно признать, что в нашей ситуации влияние перехода к новой системе оплаты труда бюджетников на инфляцию неизбежно».

Галина ПАПЕРНАЯ, Юлия МИРОНОВА, Михаил МОШКИН