Время новостей
     N°116, 02 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.07.2008
Кастинг царей
Как и следовало ожидать, в России фактически начинается негласная информационная конкуренция двух руководителей страны на фоне конкуренции их рейтингов.

Количественно информационный поединок двух царей пока вроде бы выигрывает Дмитрий Медведев. По данным компании «Медиалогия» и базы данных "СКАН-Интерфакс", с 12 мая (день, когда Владимир Путин фактически приступил к исполнению обязанностей премьера) по 15 июня на пяти федеральных телеканалах президент выступал в полтора раза чаще главы правительства: 548 и 328 раз соответственно. В сумме на радио и ТВ, по данным "СКАН-Интерфакс", 1568 раз упоминался Медведев и 1125 раз Путин. Но качественно пока впереди Владимир Путин. Медведевский рейтинг доверия, по данным ВЦИОМ, составляет 40%, по данным ФОМ -- 45%. Зато рейтинг доверия Путина по-прежнему колеблется в диапазоне 60--70%.

Похоже, глава правительства прекрасно осознает роль телевидения в борьбе за сохранение реальных рычагов управления страной. На встрече с думской фракцией «медведей» в подмосковном пансионате «Лесные дали» Владимир Владимирович выразил желание проводить постоянные «прямые линии» с населением. «В мою приемную поступает много обращений, и с ними работают мои представители, но, естественно, мне было бы интересно пообщаться напрямую с гражданами», -- сказал г-н Путин. Если «прямые линии» главы правительства с ответами на вопросы населения действительно станут постоянными и будут транслироваться на федеральных телеканалах, шансы президента Дмитрия Медведева на то, чтобы лидировать в медийном пространстве, резко снизятся.

До сих пор в России телевизионные «прямые линии» с народом устраивал только президент, и этим президентом был сам Путин. Такого формата общения с населением премьер-министров просто не существовало. В качестве исключения можно вспомнить разве что переговоры в «прямом эфире» премьера Виктора Черномырдина с Шамилем Басаевым (знаменитое черномырдинское «Шамиль Басаев, говорите громче»), когда басаевские головорезы захватили заложников в больнице ставропольского города Буденновска. Но это было в иную политическую эпоху, да и Виктор Степанович никогда не претендовал на президентские полномочия Бориса Ельцина. Тогда в стране существовала реальная многопартийность, сильная оппозиция, а федеральное телевидение еще не было заточено на обслуживание интересов первых лиц государства.

Теперь, в условиях, когда федеральное телевидение является сферой обслуживания властной элиты, тот, кто правит телевидением, во многом правит страной. Пока президент будет мелькать в кадрах официозных теленовостей, аудитория которых неуклонно уменьшается, премьер намерен напрямую общаться с народом, отвечая на вопросы простых людей.

Роль всероссийского завхоза, лично вникающего в заботы конкретных граждан в прямом эфире, куда более выигрышна, чем обычная хроника президентской работы -- визиты, рабочие совещания, дежурные встречи с колхозниками, выпускниками школ и т.п. Опять же ведь пока неизвестно, согласится ли Дмитрий Медведев сам проводить ежегодные «прямые линии» по образу и подобию своего предшественника. А если оба лидера страны начнут вести онлайн-диалоги, нас может ждать увлекательное интерактивное шоу покруче «Дома-2». Настоящий кастинг царей.

Правда, если премьер решит сделать «прямые линии» постоянными, президенту, чтобы перебить их эффект, придется стать кем-то вроде Уго Чавеса с его зажигательными еженедельными телепрограммами. Едва ли Дмитрий Медведев сумеет выдержать здесь конкуренцию с Владимиром Путиным. Обороты вроде «мочить в сортире» и «они получат от мертвого осла уши» все-таки стилистически не присущи нынешнему президенту.

В новейшей истории России уже бывали случаи, когда премьер оказывался существенно популярнее президента: так было с Виктором Черномырдиным и Евгением Примаковым в эпоху Бориса Ельцина. Но тогда никто ни на минуту не сомневался в возможностях Бориса Николаевича моментально уволить каждого из этих премьеров. Сейчас есть большие сомнения в том, что президент решится уволить премьер-министра, хотя так или иначе коллизию с двумя правителями страны в политической системе, предназначенной только для одного, решать придется.

Аппаратная борьба и пиар -- эти две главные составляющие российской власти -- и станут набором инструментов, при помощи которых может вестись конкуренция за лидерство. Судя по тому, что Владимир Путин некоторое время назад уже придумал не существовавшие ранее «телеграммы премьер-министра», приравняв их по статусу к президентским, а теперь еще и намерен постоянно общаться с народом, глава правительства явно готов использовать пиар-возможности по полной программе. Вопрос, захочет ли президент конкурировать на этом поле или предпочтет воспользоваться широтой своих конституционных полномочий на уровне аппаратной политики.

Семен Новопрудский