Сегодня на пост действующего председателя Евросоюза на предстоящие полгода заступает Франция. Президент Николя Саркози уже пообещал максимально способствовать заключению нового базового соглашения о сотрудничестве России и ЕС. По его словам, первая глава документа должна называться «Безопасность и оборона», и речь в ней должна идти о совместных действиях сторон по ликвидации возможных кризисных ситуаций в Европе.
Одним из институтов, отвечающих во Франции за выработку политики в сфере безопасности и обороны, является генеральный секретариат по вопросам национальной обороны при премьер-министре. Возглавляющий его с июля 2004 года Франсис ДЕЛОН принимал участие в составлении «Белой книги» по вопросам обороны и национальной безопасности, обнародованной президентом 17 июня. На днях мсье Делон побывал с визитом в Москве, где с ним побеседовал обозреватель «Времени новостей» Петр ИСКЕНДЕРОВ.-- Каковы цели и приоритеты Франции на международной арене в области обороны и безопасности?-- Главной обязанностью французского государства в данной области являются защита населения и территории, предотвращение рисков и угроз, способных нанести вред существованию нации. Второй приоритет -- обеспечение вклада Франции в европейскую и международную безопасность. Принимая участие в поддержании всеобщего мира, Франция отвечает на нужды своей собственной безопасности, которая зависит от ситуации за ее границами, и выполняет свои обязательства в рамках ООН и имеющихся договоров.
-- Президент Саркози заявил на апрельском саммите НАТО в Бухаресте о возращении страны в военные структуры альянса. Вместе с тем «Белая книга» закрепляет за страной максимальную самостоятельность в принятии решений, касающихся обеспечения национальной безопасности. Нет ли здесь противоречия?-- Президент Саркози действительно затронул в Бухаресте вопрос продолжения обновления отношений нашей страны с НАТО. Однако он не объявлял о возвращении Франции в военные структуры альянса. Франция уже присутствует во всех многосторонних инстанциях НАТО, кроме комитета планирования обороны и группы по ядерному планированию. Франция является одним из основных поставщиков войск в операции НАТО. Из 26 стран -- членов НАТО 21 страна одновременно входит в Евросоюз. Поэтому в «Белой книге» подчеркивается, что укрепление общей политики ЕС в области безопасности и обороны и активизация трансатлантических связей являются двумя неразрывными сторонами долгосрочной политики.
Если Франция вернется в военную организацию НАТО, то она останется независимым союзником, свободным партнером. Фундаментальные принципы, лежавшие в основе решения, принятого генералом де Голлем в 1966 году о выходе Франции из военной организации НАТО, продолжают действовать. Франция не предполагает сближения с командными структурами НАТО, что могло бы быть сделано только ценой потери полной свободы оценки ситуации и принятия решений.
-- «Белая книга» придает большое значение противодействию угрозе использования международными террористами оружия массового уничтожения. Насколько велика эта угроза?-- Сценарий крупной атаки террористов на европейской территории с применением ядерного, радиологического, биологического или химического оружия больше не является невероятным. Есть группы террористов, которые ищут доступ к такому оружию, даже самому примитивному. Не имеет смысла подчеркивать драматические последствия, которые могли бы произойти в случае применения такого оружия этими группировками. Распространение оружия массового уничтожения, которое ширится в горячих точках, где существуют территориальные споры, увеличивает риск того, что террористы смогут получить в свое распоряжение такое оружие и использовать его. Угроза реальна, борьба против распространения оружия массового уничтожения и его носителей является приоритетной.
-- Как Франция относится к проблеме противоракетной обороны и к планам США разместить базы ПРО в непосредственной близости от России?-- Мы не можем отрицать возрастание риска применения баллистических ракет, в частности со Среднего Востока. Как сказано в «Белой книге», Франция "примет участие в коллективных усилиях, в результате которых может быть создана активная система противоракетной обороны". Но и озабоченность российской стороны принята нами к сведению. Проект ПРО касается всей системы европейской безопасности, очень важно провести широкую дискуссию о природе рисков и тех ответах, которые могут быть предложены. На сегодняшний день у нас нет оснований сомневаться в доводах американской стороны по поводу целей ПРО. Меры по обеспечению доверия и прозрачности проекта, предложенные США, доказывают, что система ПРО не направлена против России.
-- Предшественник Николя Саркози на посту президента Франции Жак Ширак однажды заявил о возможности нанесения ядерного удара по базам международных террористов. Это предупреждение остается в силе?-- Речь идет о неточной интерпретации выступления президента Ширака. В речи, которую он произнес в январе 2006 года на базе Иль-Лонг, президент подтвердил ту мысль, что целью нашей политики ядерного устрашения является защита жизненных интересов Франции. В марте 2008 года президент Саркози напомнил, что силы ядерного устрашения Франции носят чисто оборонительный характер и их использование предполагается лишь в экстремальных обстоятельствах для легитимной обороны в соответствии с правом, записанным в Уставе ООН.
-- Африка всегда являлась для Франции сферой жизненных интересов. Почему сейчас Париж сокращает свое военное присутствие на континенте, хотя тот весьма далек от стабильности?-- Франция сокращает свое военное присутствие на африканском континенте уже более 40 лет. В 1960-е годы на этом континенте находилось 30 тыс. французских военнослужащих. В 1980-х годах их численность была сокращена наполовину. Наши силы сейчас сосредоточены в крупных региональных зонах.
Этот процесс не означает снижения нашего интереса к африканскому континенту. Нас связывают тесные узы общей истории, культуры, языка, взаимные экономические интересы. «Белая книга» определяет Западную Африку и Сахару как зоны интересов национальной безопасности. Она предлагает восстановить взаимодействие Африки и Франции в рамках партнерских отношений. Задача носит двусторонний характер: усилить нашу безопасность и безопасность Африки, помочь Африке в создании собственных сил поддержания мира.
-- Какими вам видятся перспективы военно-технического сотрудничества России и Франции?-- Российско-французское сотрудничество в этой сфере базируется на межправительственном соглашении о сотрудничестве в области обороны, подписанном в феврале 1994 года, и аналогичном межминистерском договоре от 2003 года. Оно также опирается на деятельность российско-французского совета по вопросам безопасности, созданного в июле 2002 года.
Франция удовлетворена этим сотрудничеством и стремится к его развитию. Оно может быть углублено в таких областях, как подготовка горных стрелков, реформирование вооруженных сил. К другим областям двустороннего сотрудничества относится совместное разрешение террористических кризисов, обеспечение безопасности уязвимых объектов. Участие в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН также могло бы стать предметом взаимодействия французских и российских вооруженных сил.