|
|
N°114, 30 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Странный выбор
Итоги конкурса «Перспективы»
Если основное жюри под председательством Лив Ульман проявило чудеса адекватности и профессионализма, наградив те немногие фильмы конкурсной программы, которые действительно наград заслуживали, то итоги конкурса «Перспективы» не просто разочаровали, за них откровенно стыдно. Прежде всего неудобно перед теми людьми, усилиями которых в этот странный альтернативный конкурс попало несколько настоящих малобюджетных шедевров. Да и в целом программа «Перспектив» в этом году получилась на редкость удачной и разнообразной.
Оставим за кадром вопрос о том, каким образом одни картины попадают в основной конкурс, а другие классифицируются как «перспективные». Пожалуй, единственная работа, которая не попала ни в экспериментальный формат, ни в категорию «качественное кино», -- это фильм, которому в итоге присудили главный приз. И дело даже не в том, что режиссеру картины «Кумбия нас связала» Рене Виллареалю пятьдесят с лишним и у его фильма не наблюдается никаких перспектив: сам автор признался на пресс-конференции, что его работой пока не заинтересовался ни один прокатчик. Обидно другое: на фоне очень и очень приличного уровня второго по значимости конкурса ММКФ этот фильм смотрелся как эффектная, но абсолютно пустая безделка. Сюжет картины невнятен и представляет собой гремучую смесь сауровской «Кармен» и сказки о Золушке. Герои бегают друг за другом по улицам города, тяжело дыша и перманентно пританцовывая под музыку в стиле коломбиано. Изредка эта суета прерывается сценами эротического характера. Главная героиня -- танцовщица, которая посреди улицы теряет розовый кед. Обнаруживший этот кед воздыхатель снимает любительское видео и норовит засунуть свою камеру танцовщице под юбку. Тем временем у героини обнаруживается постоянный партнер -- по танцам и жизни, который не слишком доволен таким поворотом сюжета. Фильм не дотягивает даже до звания молодежной мелодрамы, потому что откровенно «замузычен»: мелодии зажигательного латиноамериканского танца заглушают все вокруг -- шаги людей, городские шумы, редкие диалоги. Картинка фильма, не подкрепленная ничем, болтается в безвоздушном пространстве -- возникает ощущение, будто смотришь одну долгую подложку под титры, только титры давно закончились, музыка уже надоела, а сюжет так и не родился.
Непонятно, куда смотрел триумвират жюри в лице режиссера Анны Меликян, продюсера Стефана Китановаи и председателя Яноша Саса, но явно не в направлении тех многих ярких работ конкурса, которые действительно были достойны главной премии. Два фильма просто идеально подходили под формат «Перспектив» -- дебютные, малобюджетные, экспериментальные: это снятая одним кадром картина датчанки Линды Вендель с соответствующим названием «Один кадр» и замечательная работа тайского режиссера Ню Чень-зера «Что я сделал не так», в которой очень тонко и иронично обыгран вроде бы расхожий сюжет «кино в кино».
Интересно, что тайская картина, затрагивающая вроде бы специфически киношную тему (режиссер ищет деньги на фильм, деньги не находятся, съемочная группа валяет дурака, жена уходит к другому, спонсор-мафиози неожиданно умирает, продюсер обманывает, а бухгалтер обсчитывает; между тем автор решает снять картину обо всем этом безобразии), так вот эта эстетская комедийная малобюджетка, снятая на цифровую камеру, несколько дней собирала полные залы хохочущих зрителей. Картину уже купили японские и корейские прокатные компании и, уверена, с удовольствием приобретут и западные дистрибьюторы. Потому что это тот самый случай, когда не замечаешь ни дефектов цифрового изображения, ни маленького бюджета, ни отдельных шероховатостей -- потому что просто покорен изобретательностью и смелостью режиссера. Но даже если членам жюри не по вкусу вызывающие и смелые картины, снятые подвижной цифровой камерой, у них все равно оставался богатый выбор. В рамках конкурса «Перспективы» показали и очень симпатичный испанский фильм «Под снегом» -- о любви и дружбе в тяжелых производственных условиях. Сюда же угодил фестивальный хит «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» -- о непроясненном конфликте двух гениев русского кино. Фильм британки Джоанны Хогг "Чужая", исследующий кризис среднего возраста у женщин, на протяжении всего фестиваля собирал полные сочувствия залы. Порадовали зрителей и азиатские номинанты "Перспектив". "Парк Шанхай" китайского режиссера Кай Кевина Хуана затронул тему, знакомую всем пользователям сайта "одноклассники.ru", -- бывшие однокашники встречаются спустя много лет, и им кажется, что они до сих пор любят друг друга. Японская картина "Что же с нами будет" коснулась всегда актуальной темы нетрадиционной любви в традиционном обществе. А великолепно исполненная психологическая драма «Дом темных бабочек» по всем показателям соответствовала уровню основного конкурса. Любая из перечисленных выше работ вполне могла претендовать на фестивальную награду. Другое дело, что в "Перспективах" номинация только одна -- лучший фильм.
Наталия БАБИНЦЕВА