«Новая метла по-новому метет» -- любая смена власти, пусть даже проходящая по принципу «преемственности» основных задач и целей, для бизнеса потенциально «стрессоопасна». Чего ожидает сегодня бизнес от власти, каким ему видится сотрудничество с государством и будут ли в ближайшее время меняться «правила игры», обозревателю «Времени новостей» Ирине СКЛЯРОВОЙ накануне IV ежегодного Конгресса национального бизнеса рассказал председатель общественного объединения «Деловая Россия» Борис ТИТОВ.-- Изменились ли, на ваш взгляд, в новой властной конфигурации взаимоотношения бизнеса и государства?-- Можно сказать, эти взаимоотношения однозначно не стали хуже. Задел конструктивному диалогу предпринимательства и власти заложен ранее. Уже несколько лет действуют различные переговорные площадки: Совет по конкурентоспособности, Совет по национальным проектам, общественные советы при министерствах и ведомствах, комиссия по промышленности и транспорту. Слышала или не слышала власть, что мы предлагаем? Думаю, слышала. Не все, конечно, удается донести до власти, чему пример, скажем, половинчатые меры в налоговой политике, но о концептуальных вещах, безусловно, мы говорим на одном языке. Изменение модели развития экономики -- с сырьевой на инновационную -- это как раз то, о чем бизнес реального сектора экономики, малый и средний, столько лет говорил правительству. В 90-е годы правительство вообще не задавалось вопросом о том, хорошо это или плохо -- нефтяная зависимость бюджета. За последние годы в результате наших усилий постепенно удалось донести до власти, что экономика не должна ориентироваться только на крупнейшие компании и добывающие отрасли, а должна базироваться на частной инициативе и конкуренции.
Раньше, в условиях выхода страны из кризиса, когда нужны были волевые и оперативные решения, можно было применять волевые и директивные методы управления. На новом этапе диктовать волю тысячам и тысячам предпринимателей, без которых немыслим качественный рост экономики, невозможно. Мы давно говорили, что необходимо переходить к политике стимулов, нацеленных на повышение производительности труда и развитие человеческого капитала. Сейчас наконец разрабатываемая правительством стратегия-2020 закрепила это.
-- Ожидается ли появление новых институтов взаимодействия бизнеса и власти?-- Все ранее созданные институты взаимодействия сохраняются. Готов также к работе обновленный Совет по конкурентоспособности. Правда, к сожалению, в его составе практически нет представителей малого и среднего бизнеса. Совет по конкурентоспособности в перспективе может приобрести новый формат: на его базе мы планируем создать своего рода экономические советы по отраслям экономики, которые будут координироваться центральным штабом -- самим советом.
На более тесное взаимодействие с властью мы рассчитываем в сфере противодействия коррупции. Добро уже получено на создание общественных советов при прокуратуре в регионах, которые должны стать связующим звеном между следователями и представителями бизнеса. Предприниматель должен твердо знать, что если ему придется обратиться в прокуратуру с жалобой на чиновника, вымогающего взятку, то эта жалоба не вернется к нему бумерангом из-за того, что прокурорский работник не счел нужным адекватно на нее среагировать. Проект создания советов при прокуратуре уже подержан президентом Дмитрием Медведевым.
Второе наше предложение в рамках антикоррупционной программы -- создание Центра борьбы с рейдерством и коррупцией. Этим проектом заинтересовался Минюст, активно поддерживает создание подобной структуры «Единая Россия». Новый орган, о создании которого мы говорим на федеральном и региональном уровне, должен будет оперативно реагировать на конкретные факты неправомерных действий чиновников, оказывать консалтинговые услуги и содействовать процедурам досудебного разбирательства. Центр борьбы с рейдерством обязательно должен представлять собой частно-государственное партнерство. Государство должно принимать участие в его работе, в противном случае вся затея превратится в самодеятельность. Взять любую комиссию, созданную для контроля за властью по инициативе бизнеса, -- если в ней не задействованы чиновники, то проку от нее не будет.
Чтобы достучаться до государства, вызвать на переговоры федеральных чиновников и местные власти, прорвать круг взаимного недоверия, которое все еще имеет место между властью и бизнесом, мы очень плотно сотрудничаем с «Единой Россией». Единороссы показали себя партнерами, умеющими держать слово и следовать договоренностям. Взять, к примеру, болезненный сегодня вопрос о реформе налога на добавленную стоимость. Несмотря на то что пункт о радикальном снижении ставки этого налога исчез из программных документов правительства на среднесрочную перспективу, «Единая Россия» по-прежнему настаивает на том, что снижение НДС необходимо.
-- Какие законодательные меры, на ваш взгляд, должны быть приняты в рамках реализации национального плана борьбы с коррупцией?-- Как идею мы сейчас обсуждаем с ведомствами введение единого реестра всех административных проверок. Как мы предполагаем, на практике это должно выглядеть следующим образом. Перед каждой проверкой пожарник, налоговик, санитарный инспектор должен заявительным порядком зарегистрировать предстоящую проверку в реестре и получить на нее номер. Без регистрации и номера
проверка будет считаться недействительной. Факты, полученные в ходе подобной незаконной проверки, не будут приниматься судом в качестве доказательств правонарушения, совершение которого проверяющий инкриминирует предпринимателю. Надо отметить, что прокуратура эту идею поддерживает.
Также мы считаем, что в законодательстве должна найти отражение так называемая идея презумпции согласия, вынесенная нами на обсуждение с заинтересованными ведомствами. Суть ее заключается в том, чтобы регламентировать порядок ответа чиновников на запросы граждан, будь то заявление о регистрации фирмы или заявление о возмещении НДС. В случае неполучения от госорганов предприятиями и физическими лицами ответа на запрос в установленный законом срок запрос следует считать удовлетворенным. Формально заверять вступление в силу заявления может суд: судьи должны будут решать, правильно ли оформил свой запрос предприниматель и действительно ли чиновник не ответил ему в срок. При этом неправомерный отказ от удовлетворения запроса должен рассматриваться как «препятствие предпринимательской деятельности» и преследоваться по закону в соответствии со ст. 169 гл. 22 Уголовного кодекса. Мировой опыт введения презумпции согласия в сфере взаимодействия чиновничества и граждан уже существует.
-- Не слишком ли утопично будут выглядеть такие новации в сегодняшних российских реалиях?-- Постепенно многие наши предложения, которые ранее многим казались утопичными, находят свое отражение в тех законодательных инициативах, которые правительство продвигает уже от своего имени. Возьмем, к примеру, находящийся уже на рассмотрении в Государственной думе проект поправок об отнесении на затраты по налогу на прибыль сумм, потраченных работодателем на обучение или медстрахование своих сотрудников. Правительство решило, что относить на затраты можно 100% потраченных на эти цели средств, в то время как мы, ранее выступая с такой же инициативой, предлагали гораздо более скромное решение -- 50%. Так что с правительством надо работать, убеждать, не бояться вновь и вновь выдвигать инициативы. Вода в конце концов камень точит.