Время новостей
     N°114, 30 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.06.2008
Госкорпоративная этика
Правительство урезало аппетиты «Ростехнологий»
Стратегический инвестор, в процессе отечественной приватизации обручившийся с государством, может спать спокойно, заверяют в Белом доме. Во всяком случае, в проекте указа, определяющего систему управления госкорпорацией «Ростехнологии» и критерии отбора входящих в нее предприятий, в пятницу направленном правительством президенту, -- это основной тезис. Указ, как сообщил высокопоставленный чиновник кабинета министров, может быть подписан Дмитрием Медведевым в самое ближайшее время.

Вокруг этого документа было много слухов и споров. Ведь речь, как выразился высокопоставленный чиновник правительства, идет «о передаче огромного количества несвязанных активов». А потому всякий мог предполагать и ожидать чего угодно. Менеджмент госкорпорации, к примеру, -- что никаких рамок для него нет. Представители множества частных компаний -- примерно того же самого и начать бояться, что их предприятия «инкорпорируют» в корпорацию без суда и следствия. Руководители отдельных ведомств могли поиграть в лоббизм и т.п. Но главное, чего опасались очень многие, -- что в стране начнется очередной передел собственности. Причем в данном случае, как ни поверни, интересы менеджмента госкорпорации могли стать решающим фактором. Чего, собственно, и не скрывает белодомовский чиновник: «Этот риск доминирующий, и его следовало избежать».

Именно поэтому руководству правительства пришлось всерьез призадуматься: какими будут процедура и ограничения для отбора предприятий, как ими будут управлять? Должны ли в госкорпорацию «Ростехнологии» войти только заводы оборонно-промышленного комплекса либо это могут быть производства двойного назначения? «Без злоупотреблений» -- под этим лозунгом выступило руководство правительства. И в последний момент, буквально на финише изменило текст проекта указа, взяв за основу позицию Минэкономразвития.

Первое и довольно компромиссное решение, похоже, всем либеральным министрам далось непросто: под шапкой госкорпорации соберут не только военно-промышленные производства, но и предприятия двойного назначения и даже некие особо выдающиеся высокотехнологичные гражданские. После этого ведомство Эльвиры Набиуллиной вместе с руководством кабинета министров работало лишь над «рамочными ограничениями».

Из вероятного производственного пула «Ростехнологий» исчезли в первую очередь предприятия, которые были проданы по плану приватизации и где владелец является стратегическим инвестором. Исключены также все предприятия-банкроты или находящиеся в процессе банкротства. А также те предприятия, в капитале которых у государства пакеты меньше блокирующего. То есть собственники всех таких компаний не услышат, как уверяет источник в правительстве: «Привет, мы тут решили слить активы, и теперь Чемезов (Сергей Чемезов -- генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии». -- Ред.) -- ваш партнер». «Чтобы не было ни одного стратегического инвестора, которого мы обманули!» -- заключил источник в кабинете министров.

В итоге список пула «Ростехнологий» существенно сократился -- до 420 производств, большинство из которых военного назначения. Правда, не только благодаря позиции экономического блока кабинета. Так, вице-премьер Сергей Иванов лично «отбил» от передачи в "Ростехнологии" около ста курируемых им предприятий.

А вот мнение главного финансиста страны, вице-премьера Алексея Кудрина учтено не полностью. Минфин предложил вести себя, как это принято у него, консервативно -- не учитывать те предприятия, которые еще числятся в действующих приватизационных планах. Но победила иная позиция. В Белом доме сочли более эффективным все-таки в приватизационный список вторгнуться. По двум причинам: во-первых, план приватизации в последние годы не выполняется, и, во-вторых, доходы от приватизации в казну поступают мизерные.

Помимо изменений в отношении активов госкорпорации внесены в проект указа и довольно ощутимые коррективы по части системы управления. Так, будет введен институт независимых директоров. По словам высокопоставленного источника в кабинете министров, найти подобных людей оказалось задачей архисложной. На сегодняшний день тех, с кем уже есть некие договоренности, набралось 12 человек. Среди них есть бывший глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин и член правления ВТБ Ольга Дергунова, долгие годы возглавлявшая представительство Microsoft в России.

«Сейчас за документ не стыдно, -- говорит источник в правительстве. -- Но недовольных все равно будет много. Хотя интересы всех ведомств и менеджмента компании учтены настолько, насколько это в принципе было возможно». Будет ли расстроен таким поворотом судьбы Сергей Чемезов, пока никто сказать не может, так как он не видел проект указа в измененном виде. Но, как считают авторы поправок, достаточно авторитета премьер-министра, который принял позицию Минэкономразвития и других руководителей экономического блока кабинета. Конечно, г-н Чемезов может не согласиться и апеллировать к президенту. Но, судя по всему, это не перспективно, так как экономический блок Кремля полностью разделяет позицию Белого дома и, безусловно, донесет свое видение до шефа.

Вера КУЗНЕЦОВА