В Санкт-Петербурге состоялось первое
после проведения IPO в прошлом году собрание акционеров ВТБ. Как и ожидали аналитики, избежать народного гнева руководству банка не удалось. Граждане, очень недовольные тем, что за год потеряли минимум треть своих денег, вложенных в акции банка, устроили скандал на собрании. Они потребовали признать работу ВТБ неудовлетворительной, отправить в отставку правление кредитной организации, а также ввести в наблюдательный совет представителя миноритариев. Руководство банка, для которого столь резкие эмоции частных инвесторов неожиданными не были, посчитало результаты собрания интересными и полезными для себя. Глава банка Андрей Костин сказал, что теперь ему стало понятнее, как дальше строить работу с миноритарными акционерами.
То, что диалог с частными инвесторами, купившими акции в ходе IPO, будет непростым, знало и руководство банка, и аналитики, и журналисты. С мая прошлого года стоимость акций снизилась на 41%, что повлекло за собой требование миноритариев вернуть им деньги, потраченные на покупку ценных бумаг. Как известно, в ходе IPO банк привлек денег населения больше, чем другие российские компании, также проводившие «народные» размещения.
В конце нынешнего мая банк уже встречался с частными инвесторами для того, чтобы ответить на все наиболее острые вопросы. Но, как выяснилось вчера, это не слишком помогло. Граждане были настроены решительно и не слушали никакие разумные объяснения топ-менеджеров.
Сначала признаков наступающего скандала не было. Участники собрания (почти весь зал был заполнен частными акционерами, по данным банка, их было около 900 человек) спокойно слушали приветственное слово первого зампреда ЦБ, заместителя председателя наблюдательного совета Алексея Улюкаева. Так же молча выслушали они и главу банка г-на Костина, рассказывавшего о том, каким успешным для бизнеса ВТБ был прошлый год. Г-н Костин сообщил, что ВТБ быстроразвивающийся банк, который расширяет свое присутствие за рубежом, активно развивает розничный бизнес, повышает уровень корпоративного управления -- иными словами, руководство банка делает все для процветания кредитной организации.
Как известно, по итогам 2007 года по МСФО прибыль ВТБ выросла на 28%, до 1,5 млрд долл., активы -- на 77%, до 92,6 млрд долл., вклады -- на 46%, до 10,7 млрд долл. Однако эти результаты не слишком повлияли на стоимость акций банка. Лишь в конце прошлого года, когда банк объявил предварительные итоги работы за три квартала, котировки вплотную приблизились к цене размещения -- 13,6 коп. за акцию.
По словам г-на Костина, единственная причина обвала котировок -- кризис на финансовых рынках. Об этом он говорил и раньше. По его словам, ВТБ не слишком пострадал, у кого-то дела еще хуже. Г-н Костин напомнил, что стоимость акций таких глобальных банков, как Citi, Morgan Stanley, Deutsche Bank, упала за год на 50--60%. Тут он процитировал собравшимся слова патриарха Алексия Второго, который говорил, что «кризис -- это время возможностей», и сказал, что поэтому банк наращивал свои операции.
В качестве сладкой пилюли прозвучало заявление г-на Костина о высоком размере дивидендов -- более 50% от величины чистой прибыли. Так много, отметил он, акционеры других российских компаний не получают.
В конце г-н Костин решился поговорить о том, что, по его словам, волнует собравшихся больше всего, -- о цене акций. «Мы сами тут инвесторы, -- заявил он, указывая на президиум, где заседали члены правления банка, г-н Улюкаев и независимый директор Маттиас Варниг. -- А значит, мы должны понимать, что принимаем на себя риски». Признавшись, что он «не бог и не пророк», г-н Костин все же выразил уверенность, что за несколько лет стоимость акций ВТБ возрастет в несколько раз.
Он заявил, что готов к конструктивному диалогу с акционерами: «А если кто пришел, чтобы узнать, кто виноват, то он пришел зря». Однако миноритарии приехали на собрание именно за этим. И, как выяснилось чуть позже, они давно определили виновных в падении стоимости акций банка. Примечательно, что и сам г-н Костин косвенно тоже определил ответственных за падение котировок. Отвечая на вопрос о текущей структуре акционеров, он рассказал о том, что несколько сотен крупных международных инвестфондов приобрели акции ВТБ и именно их сделки по купле-продаже определяют стоимость бумаг. А из-за глобального кризиса эти инвесторы как раз и "уценили" банковские акции.
Когда акционеры начали задавать вопросы, стало понятно, что скандала не избежать: их интересовало, куда пошли деньги, привлеченные в ходе IPO. Топ-менеджмент они обвинили в некомпетентности. Объяснения руководства банка, почему сейчас не стоит осуществлять выкуп акций, на инвесторов не подействовали. Создавалось впечатление, что миноритарии просто не хотели ничего слушать и использовали собрание акционеров лишь для того, чтобы в резкой эмоциональной форме высказать все, что они думают про банк, акционерами которого стали в прошлом году. Вслед стали звучать призывы отправить в отставку правление, признать IPO незаконным, вернуть все деньги частным акционерам, ввести в наблюдательный совет представителя миноритариев, направить на дивиденды не половину, а всю чистую прибыль ВТБ. Частных инвесторов абсолютно не устроили щедрые 9 млрд руб. дивидендов. Собравшиеся интересовались также, почему двум независимым директорам банка платят по 150 тыс. долл. в год. По мнению акционеров, эти деньги нужно отдать миноритариям.
Сейчас у банка более 150 тыс. частных инвесторов, их доля в капитале составляет всего 3%. Поэтому очевидно, что их мнение не может кардинально повлиять на деятельность кредитной организации. Это прекрасно понимают и сами миноритарии, что только усиливает их недовольство.
Призывы Алексея Улюкаева придерживаться регламента собрания акционеры игнорировали, продолжая в резкой форме высказываться о руководстве банка. После трех часов дебатов стало ясно, что договориться не получится. Топ-менеджмент пытался объяснить собравшимся, почему их требования невозможно выполнить, но акционеры явно не были готовы слушать. Миноритарный акционер Леонид Барон предложил создать специальную структуру, куда войдут как частные инвесторы, так и сотрудники банка. По его мнению, такая комиссия сможет вести конструктивный диалог между сторонами, к тому же миноритарии смогут определить единого кандидата в наблюдательный совет. Эту идею поддержали гг Костин и Улюкаев.
К вечеру настроение миноритариев стало более миролюбивым, и к шести часам собрание удалось закончить. Как заявил позднее г-н Улюкаев, у него сложилось впечатление, что собравшихся можно разделить на две части: тех, кто не хочет быть акционером и не верит в будущее банка, и тех, кто хочет помочь в управлении ВТБ и готов к конструктивному диалогу. Уже после собрания на пресс-конференции г-н Костин, подводя итоги мероприятия, заявил, что оно было полезным и интересным. Банку стало понятнее, как строить работу с миноритарными акционерами. Будучи независимым членом совета директоров «Роснефти», г-н Костин рассказал, что нынешнее собрание существенно не отличалось от тех, что проходили в других компаниях после проведения IPO. «Я не считаю, что этот блин был комом. Для нас важен голос народа, мы только формируем культуру работы с частными инвесторами», -- подытожил г-н Костин.