|
|
N°44, 14 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Завод в обмен на заказы
МПС берет под контроль производство электровозов
Вчера министр путей сообщения Геннадий Фадеев договорился с губернатором Ростовской области Владимиром Чубом о переделе собственности на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ) -- единственном на территории бывшего СССР производителе электровозов переменного тока. МПС обещает загрузить Новочеркасск масштабными заказами в обмен на контрольный пакет акций завода. В свою очередь Владимир Чуб дал поручение подчиненным в течение двух недель придумать, как МПС, у которого пока нет ни одной акции НЭВЗа, станет его главным акционером.
Геннадий Фадеев вчера не скрывал, что главная цель его трехдневного визита на Северный Кавказ -- именно Новочеркасский электровозостроительный завод. Причем министра путей сообщения в Новочеркасске больше всего заботил вопрос, кому должно принадлежать уникальное предприятие, чей основной заказчик -- российские железные дороги. Утром 13 марта г-н Фадеев даже специально ходил по цехам НЭВЗа и интересовался у его работников, кто хозяин их предприятия, видел ли его кто-нибудь живьем. Те в ответ только пожимали плечами. «Вот и мы не знаем, -- вздохнул министр. -- Помогите нам стать хозяином НЭВЗа, и тогда мы загрузим ваше предприятие заказами».
До последнего времени контролирующим собственником предприятия считалась некая столичная фирма «Имиджен», которой принадлежит всего 25% акций НЭВЗа. За ней стоят известные в Новочеркасске предприниматели, благодаря которым московская компания и имела решающий голос на заводе. Правда, после того как три с половиной года назад на предприятии было введено внешнее управление, влияние нынешних акционеров НЭВЗа на заводе ослабло, хотя арбитражным управляющим и стал лояльный к ним человек.
В конце прошлого года львиную долю кредиторской задолженности новочеркасского завода за 3 млн долл. выкупил «Тагмет». Тогда же появился план создания «двойника» НЭВЗа, которому отойдет весь имущественный комплекс предприятия и где «Тагмет» получит около 40% акций, а МПС (второй по величине кредитор НЭВЗа) -- 25--30%. Остальные акции должны были достаться акционерам «старого» НЭВЗа.
Похоже, эта схема и будет теперь реализована, но с существенными корректировками: контрольный пакет акций «нового» НЭВЗа должен достаться железнодорожникам. «Думаю, время показало, кому должен принадлежать Новочеркасский завод, -- говорит Геннадий Фадеев. -- И мы договорились с руководством Ростовской области и предприятия, что примем все меры для того, чтобы контрольный пакет акций НЭВЗа принадлежал подразделениям МПС. Почему -- понятно: без МПС Новочеркасский завод не проживет. Мы договорились в течение этого года решить вопрос по собственности на НЭВЗе в пользу государства. Прежде чем авансировать большие заказы НЭВЗу, мы должны быть уверены в этом предприятии».
Кто поступится своей долей в НЭВЗе в пользу железнодорожников -- пока неизвестно. Возможно, «Тагмет», который пришел в Новочеркасск с заказами на производство промышленных электровозов для металлургических комбинатов и угольных разрезов, вообще уйдет с НЭВЗа или будет довольствоваться всего лишь блокирующим пакетом новочеркасского завода. По информации газеты «Время новостей», переговоры на эту тему еще впереди. Так или иначе, Геннадий Фадеев, получив заверения в том, что завод отойдет МПС, гарантировал НЭВЗу на этот год железнодорожные заказы на общую сумму 2 млрд руб., что в четыре раза больше прошлогоднего. «Сейчас нам крайне важно сохранить шеститысячный коллектив предприятия, его специалистов, 8 тысяч единиц станкового оборудования», -- объясняет г-н Фадеев.
Впрочем, в своей трехдневной поездке по югу России главный железнодорожник страны занимался не только проблемами НЭВЗа. Например, Геннадий Фадеев объявил о решении направить инвестиции в развитие станции Туапсе с тем, чтобы вместе с портовиками увеличить пропускную способность местного порта. По словам г-на Фадеева, после модернизации железнодорожных коммуникаций туапсинский порт сможет ежегодно перерабатывать 20 млн т грузов вместо нынешних 15 млн. Общий объем железнодорожных инвестиций в этот проект -- 150 млн рублей.
Также в Ростове-на-Дону министр сообщил о том, что направил вице-премьеру Виктору Христенко предложения об отмене ряда льгот на грузовые железнодорожные перевозки. «Сейчас в год номинально мы предоставляем различных льгот на 56 млрд руб., и многие из них вполне обоснованы, -- говорит Геннадий Фадеев. -- Скажем, льготирование тарифов на перевозку кузбасских углей одновременно выгодно и Кузбассу, и нам. Однако некоторые льготы надо все-таки отменить. В частности, мы предложили правительству убрать льготы по перевозке тех грузов, в себестоимости которых транспортная составляющая не превышает 4--5%. Цена вопроса -- 5 млрд руб. в год».
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону