|
|
N°44, 14 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Российский капитал пока не представляет угрозы Украине»
Избирательная кампания на Украине вступила в решающую фазу -- до голосования, которое многие считают ключевым для дальнейшего политического курса страны, осталось две недели. Как отразятся парламентские выборы на экономических интересах России, в частности на участии российских инвесторов в украинской приватизации, киевский корреспондент газеты «Время новостей» Светлана СТЕПАНЕНКО спросила у главы специальной комиссии Верховной рады по контролю за приватизацией Александра РЯБЧЕНКО.
-- Приватизация замерла -- все ждут дня голосования, 31 марта. Ведь у парламента репутация структуры, способной приостановить любые продажи. Однако левые вряд ли победят, так что темпы приватизации не снизятся. На продажу пойдут единичные, но значимые объекты. После выборов Рада утвердит энергетическую стратегию, определив, куда государство будет привлекать инвестиции: в облэнерго или генерации. Ныне даже «Энергоатом» предлагается внести в список разрешенных к акционированию (но запрещенных к приватизации) предприятий. Это первый шаг к поиску инвестиций -- не обязательно в форме прямых продаж. Как можно быстрее нужно решать вопрос с приватизацией теплоэлектростанций, иначе их окончательно разворуют. По-видимому, будут выставлять на продажу самые старые станции, с наибольшей потребностью в инвестициях (они загружены на 30%). После модернизации, которая займет один-два года, ТЭС повысят объемы загрузки, никакого влияния на ценовую политику это не окажет. Будут приватизированы также облэнерго.
-- Каковы шансы россиян на приватизацию энергообъектов?
-- В ТЭС россияне не заинтересованы. Другое дело -- облэнерго. Причем купить их хотят не для получения доходов -- речь идет о реализации проекта РАО «ЕЭС России» по транзиту электроэнергии в Европу. Поскольку не получилось договориться с «Энергорынком», компания заинтересована в создании цепочки для транзита при приватизации облэнерго. Россияне предпочитают не участвовать в конкурсах явно. К примеру, РАО "ЕЭС" пыталось купить "Севастопольоблэнерго" для обслуживания Черноморского флота. Получив отказ, компания старается больше не вывешивать афиш. Не скажу, что для Украины выгодна приватизация облэнерго в пользу России, но бизнес есть бизнес.
-- Какие перемены в деятельность фонда государственного имущества внесет следующий парламент?
-- Будет дорабатываться технология проведения продаж, которая имеет много брешей. При желании проведение конкурса можно затормозить на месяцы -- на Украине хорошо отработан процесс судебного рассмотрения. Этого не должно быть. Кроме того, нужно детально разработать процедуру продажи. Выставляя цену, фонд обязан изучить стоимость аналогичных иностранных предприятий, перечень компаний, контролирующих товарные потоки. Словом, проанализировать состояние рынка.
-- Насколько значительно присутствие российского капитала на Украине? Правда ли, что 60% украинских предприятий в собственности россиян?
-- Это, мягко говоря, преувеличение: 40% госимущества все еще остается в руках государства, остальное в основном в собственности украинцев. Часть российских компаний невозможно идентифицировать, потому что они вкладывали деньги через офшоры. И все же присутствие российского капитала невелико, но сконцентрировано в определенных сферах. Это не корпоративный бизнес, делающий ставку на получение чистой прибыли. Россияне присутствуют на тех объектах, которые входят в их собственный производственный цикл: в нефтепереработке, химии, металлургии. Пока что присутствие российского капитала не представляет реальной угрозы.
-- В украинских СМИ высказывается мнение, что сфера нефтепереработки фактически монополизирована Россией, значительно ее присутствие на рынке металлургии...
-- Россияне владеют 40--50% от общего объема предприятий нефтепереработки. Эта сфера непосредственно связана с безопасностью страны -- бензиновые кризисы вызывают колебания цен. Однако, учитывая, что внутренние потребности Украины значительно меньше, чем объем производства НПЗ (нефть вывозят за пределы страны), российское присутствие не задевает наши интересы. В металлургии россиянам принадлежит меньше 10% предприятий. Многие меткомбинаты еще в госсобственности, ГОКами и заводами по производству труб они не владеют. Решение о закрытии рынков для украинских метизделий свидетельствует, что Россия не считает присутствие своих производителей в этой сфере значительным.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО