Время новостей
     N°112, 26 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2008
Золото галеонов
В окружной суд города Тампы, штата Флорида, поступила заявка от компании Odyssey Marine Exploration Inc. С просьбой закрепить за ней две площадки на дне пролива Ла-Манш. Это известие вызвало огромный интерес историков, археологов... и французских властей. Дело в том, что Odyssey Marine Exploration Inc. специализируется на поисках сокровищ затонувших кораблей. Поиск подводных кладов и их подъем -- бизнес очень прибыльный и серьезный. Американская компания является лидером в подводном кладоискательстве. Именно специалисты из Odyssey обнаружили и подняли в прошлом году с глубины рекордный из когда-либо найденных кладов -- 17 тонн монет и слитков драгоценных металлов на общую сумму полмиллиарда долларов. Находка вызвала юридический скандал -- кому же должны принадлежать обнаруженные сокровища. Оказалось, что найти и поднять клад с морских глубин -- только полдела, гораздо сложнее отстоять в суде свои права на добытые богатства.

Кладбищенские сокровища

Археологов и историков все сильнее беспокоит судьба артефактов, покоящихся в трюмах затонувших кораблей. Вдохновленные успехами Odyssey Marine Exploration, сотни людей бросились на поиски подводных кладов. Современные охотники за сокровищами сегодня вооружены особо чувствительными гидролокаторами, GPS, аппаратами для погружения на большие глубины с дистанционным управлением, т.е. самым современным оборудованием, о котором ученым зачастую приходится только мечтать.

«Многие годы наиболее важные площадки находились в безопасности, потому что добраться до них было крайне трудно, -- объясняет Дэвид Гаймстер, генеральный секретарь Общества антикваров.-- Сейчас же из-за стремительного развития техники все изменилось. Прикрываясь высокими словами о науке, коммерческие кладоискатели все энергичнее ищут подводные сокровища. Они переплавляют монеты в слитки или продают коллекционерам. И в том, и в другом случае наука навсегда лишается очень важных артефактов».

Историки подсчитали, что за всю историю человечества затонуло около 3 млн кораблей. Конечно, далеко не все перевозили драгоценности и деньги. Интерес для кладоискателей представляют «лишь» около 3 тыс. затонувших судов, на борту которых, по расчетам историков, могут находиться ценности на сумму, превышающую 200 млрд долларов.

Самым богатым кладбищем затонувших кораблей считаются западное Средиземноморье и Карибское море. В Средиземном море только с XVI по XIX век пошли ко дну не меньше 700 судов. Многие из них перевозили золото, серебро и драгоценные камни.

Заходя в воду на курортах южного побережья Испании, отдыхающие даже не догадываются, что дно у них под ногами золотое не только в переносном, но и прямом смысле этого слова. Золота и серебра там почти на 150 млрд долларов.

«В Кадисском заливе (омывает юго-западные берега Пиренейского полуострова. -- Ред.) золота и серебра больше, чем в подвалах Национального банка Испании», -- утверждает профессор археологии Мануэль Буэно.

С луны под воду

Поисками подводных сокровищ сейчас занимаются сотни компаний, но самой крупной, известной и успешной среди них является Odyssey Marine Exploration Inc., офис которой располагается в городе Тампа, штата Флорида.

Odyssey основал 14 лет назад Грег Симмс, большой поклонник дайвинга, истории и романов о пиратах. В свое время он, кстати, работал у Боба Хоупа, авантюриста, продающего участки на... Луне.

Первый крупный успех к подводным кладоискателям пришел в 2003 году, когда после почти десятилетних поисков Odyssey нашел останки колесного парохода «Республика».

18 октября 1865 года «Республика» вышла из Нью-Йорка и взяла курс на Новый Орлеан. На борту находились 59 членов команды и пассажиров, а в трюмах лежали несколько десятков тысяч золотых 20-долларовых монет, предназначенных для восстановления разрушенного Гражданской войной Юга США. Через неделю корабль попал в сильный шторм и затонул в районе Саванны, городка, расположенного недалеко от впадения одноименной реки в Атлантический океан. Пассажиры с моряками успели пересесть на шлюпки и плоты, а ценный груз очутился на дне океана.

При помощи специальных гидролокаторов, роботов и магнитометрических приборов кладоискатели проверили почти 4 тыс. кв. км океанского дна, прежде чем примерно в 160 км к юго-востоку от Саванны на глубине 510 м обнаружили обломки судна.

Главным действующим лицом в спасательной операции был семитонный подводный робот Зевс, которым можно управлять с поверхности воды. Робот-разведчик оснащен мощными прожекторами, видеокамерами и прочей техникой; стоит около 8 млн долл. и способен работать на глубине до 2,5 км.

Специалисты Odyssey подняли с «Республики» 50 тыс. золотых монет и других ценных предметов. Общая стоимость найденного клада превысила 75 млн долларов.

Золотая "Дева"

Весной этого года представители Odyssey Marine заявили о найденном у берегов Великобритании судне и поднятых с него пушках «колониального периода». После этого компания подала заявку на два участка на дне пролива Ла-Манш. Однако дело, видимо, не только в пушках. В своей заявке, поданной в суд города Тампе, компания даже не упомянула название корабля и точные координаты места обнаружения находки. Конечно же это не ошибка, а обычная практика. Вся информация о находке тщательно засекречивается.

Поэтому ученым приходится только гадать, что же нашли американцы. Пока большинство морских историков сходятся во мнении, что Odyssey Marine обнаружила обломки французского галеона «Дева», гордости основанной в XVII веке Ист-Индской компании. «Дева» под охраной трех кораблей везла с Мадагаскара золото, серебро, специи и амбру -- ценное воскообразное вещество, образующееся в пищеварительном тракте кашалотов и используемое в парфюмерии как закрепитель духов. Груз оценивался в 1,5 млн фунтов стерлингов в ценах середины XVII века и в 200 млн фунтов стерлингов в ценах нынешних.

10 июля 1666 года галеон должен был прибыть в конечный пункт назначения -- Гавр, однако накануне французы угодили в районе острова Гернси (находится в проливе Ла-Манш, входит в состав Нормандских островов) в засаду британских каперов. Два корабля, в том числе и «Дева», были потоплены. Пытаясь спасти ценности, утонули 36 моряков.

Учитывая, что «Исследователь», главное поисково-спасательное судно Odyssey Marine, оборудован самыми современными устройствами, датчиками, небольшими субмаринами с дистанционным управлением, провел весной в районе Гернси целых четыре недели, можно предположить, что американцы нашли именно «Деву». К тому же, считают специалисты, в здешних водах других затонувших кораблей, интересующих Odyssey, попросту нет.

За действиями кладоискателей из Флориды пристально следят в Париже. Если Odyssey действительно нашел «Деву», то французы вправе потребовать ценный груз. По международным морским законам военные корабли и все, что на них находилось в момент крушения, принадлежат стране, под флагом которой они плавали.

К тому же Франция подписала Конвенцию ЮНЕСКО по защите подводного культурного достояния, которая фактически запрещает поиски затонувших кораблей в коммерческих целях, чем, несмотря на многочисленные заверения в обратном, занимается Odyssey Marine Exploration Inc. Впрочем, Конвенция ЮНЕСКО для американцев не указ, потому что Вашингтон так же, как Лондон, по непонятным причинам до сих пор ее не подписал.

Теперь главное для французов -- доказать, что Odyssey нашел именно галеон «Дева». Сделать это будет нелегко, потому что американцы держат всю информацию в тайне. К тому же перед глазами пример Испании, которая сейчас судится с Odyssey за найденные компанией рекордные сокровища.

Операция "Королевский купец"

Скандальная история вокруг самой крупной находки всех времен и народов началась в прошлом мае, когда представительница Odyssey Marine сообщила на пресс-конференции об обнаружении на дне Атлантического океана 17 тонн золотых и серебряных монет, драгоценных слитков и украшений. При этом, как водится, о месте находки клада американцы говорили довольно туманно, что породило множество самых разных слухов.

Большинство сводились к тому, что в районе британских островов Силли (архипелаг в 45 км к юго-западу от побережья Великобритании) найден крупнейший в истории морской клад, стоимость которого превышает полмиллиарда долларов.

Представители Odyssey Marine не сообщили название затонувшего корабля, условно назвав его «Черным лебедем». Так назывался корабль в одноименном голливудском фильме 1942 года.

Сначала морские историки предположили, что американские кладоискатели нашли «Королевского купца», 32-пушечный английский фрегат водоизмещением 700 тонн, который пошел на дно у берегов Корнуэлла осенью 1641 года. Он перевозил серебряные монеты, жалованье для 30-тысячной испанской армии во Фландрии. О ценности груза можно судить хотя бы по тому, что он составлял треть тогдашней казны Испании! Потеря этих денег привела к экономическому кризису в стране.

«Купец» попал в сильный шторм в нескольких десятках миль от английского побережья. Вместе с 18 матросами на дно пошел и весь груз.

Что касается местонахождения, то из слов представительницы Odyssey следовало, что останки корабля были обнаружены примерно, в 65 км от мыса Лендс-Энд, юго-западной конечности Англии. Именно такое расстояние от мыса американцы сообщили тоже не случайно. Цель очевидна -- создать впечатление, что корабль найден в международных водах. Кстати, многие британцы сомневались в данных, опубликованных Odyssey.

Нежелание называть точные координаты глава Odyssey Marine Грег Симмс объяснял соображениями безопасности. Сокровища и артефакты, утверждал он, возможно, подняты не все. Если же сообщить точное местонахождение корабля, то их могут достать «черные» кладоискатели.

Подозрительно, что поднятые со дна сокровища американцы отвезли не в расположенный неподалеку городок Пензанс, а за 2 тыс. км в Гибралтар (владение Великобритании в Юго-Западной Европе, на южном побережье Пиренейского полуострова). Из Гибралтара монеты в пластмассовых контейнерах отправили на двух грузовых самолетах сначала в Нью-Йорк, а затем в Майами.

По морским законам, 90% клада, найденного в международных водах, принадлежат тому, кто его нашел. Но только в том случае, если не обнаружатся другие владельцы. Поскольку в данном случае «Купец» перевозил испанские деньги, то наиболее серьезные основания претендовать на найденное богатство должны быть у Мадрида.

Все эти разговоры о владельцах и километрах, как вскоре выяснилось, были направлены на то, чтобы отвлечь внимание от реального места обнаружения клада -- берегов Испании. Несмотря на то что версия с «Королевским купцом» выглядела довольно убедительно, осторожные испанцы с самого начала заподозрили, что американцы водят всех за нос. Да и как тут не заподозрить обман, если монеты везли из Англии во Флориду через Гибралтар.

В Мадриде предположили, что история с «Купцом» выдумана для отвода глаз и что клад поднят с затонувшего корабля в районе Гибралтара. На все запросы испанских властей американские кладоискатели отвечали уклончиво: якобы пока невозможно установить ни национальную принадлежность судна, ни его название. Но при этом они постоянно подчеркивали, что действуют в соответствии со всеми международными законами.

Испанцев такие ответы, конечно, не устроили. Прошлым летом суд города Кадиса (расположен на юго-востоке Испании) постановил задерживать и обыскивать все корабли Odyssey Marine. Довольно скоро испанская береговая охрана задержала сначала одно судно, принадлежащее Odyssey Marine, а затем и второе. Проведя на них обыск и так ничего и не найдя, освободила суда и экипажи.

После этих инцидентов Odyssey предъявила Испании иск, в котором требует компенсации в размере 5 млн долл. за шестимесячный простой своих кораблей, вызванный противоправными действиями испанской полиции.

Задерживая корабли, испанцы уже были уверены, что Odyssey нашел не тот корабль, информация о котором со странной легкостью распространилась в СМИ, а совсем другой -- «Нашу сеньору Мерседес», 36-пушечный испанский фрегат, перевозивший очень ценный груз. «Мерседес» вез более миллиона монет, отчеканенных в вице-королевстве Перу, тогдашнем финансовом центре испанской Америки. Фрегат вышел через Магелланов пролив в Атлантический океан и после остановки в Монтевидео отправился в метрополию в сопровождении трех военных кораблей.

Семимесячное плавание прошло без происшествий, но утром 5 октября 1804 года недалеко от португальского мыса Святой Марии испанцы встретились с английской эскадрой. Одно из английских ядер попало в пороховой погреб «Мерседеса». Корабль затонул с двумястами моряками и золотыми монетами в трюмах.

Три остальных фрегата -- «Фаму», «Медею» и «Санта-Клару» англичане отконвоировали в Плимут, где они получили другие имена и стали фрегатами флота Его величества. Через два месяца после этого нападения Испания объявила войну Англии.

То, что Odyssey нашел не «Королевского купца», а «Мерседес», указывали и косвенные улики. Еще в апреле, за месяц до объявления о находке монет, американские кладоискатели обратились в суд Тампы с просьбой признать за ними права на неопознанное судно XIX века, найденное примерно в 180 милях к западу от Гибралтара. В Мадриде не без оснований предположили, что это и есть «Мерседес» и что с него и были подняты 17 тонн монет. Это, кстати, объясняет, почему сокровища вывозили в Америку не из Англии, а из Гибралтара.

На какие только уловки не шли американцы. Так, они даже попытались скрыть дату изготовления монет, обработав их фотографии так, чтобы невозможно было понять, когда и где их отлили. При этом они, правда, допустили небольшую ошибку. На снимках, которые были опубликованы в одном из журналов, четко видно, что торцы монет отгуртированы (специальная обработка ребра монеты). Между тем в Испании монеты начали гуртить лишь с середины XVIII века, то есть через сто лет после гибели «Королевского купца».

Поскольку «Мерседес» была военным кораблем, то согласно международному морскому праву она и ее груз должны принадлежать Испании вне зависимости от того, где его нашли. Адвокаты, действующие от имени испанского правительства, обратились в суд Тампы, по месту нахождения офиса Odyssey Marine Exploration Inc., с требованием заставить Odyssey для начала раскрыть всю информацию о кладе.

Судья Марк Пиццо приказал кладоискателям предоставить Мадриду всю необходимую информацию. На днях в Тампе состоялось очередное судебное заседание, на котором адвокаты сторон заявили, что передача и изучение документов продлится до осени или даже зимы. Процесс, вероятно, начнется не раньше следующего года, но уже сейчас на основании полученных от американцев документов испанцы заявляют, что последние сомнения в том, что монеты подняты с «Мерседеса», отпали.

«Тайны больше нет», -- уверенно заявил Джеймс Гулд, адвокат из Вашингтона, отстаивающий в суде интересы испанского правительства.

Мадрид требует возврата всего клада. Испания тоже подписала Конвенцию ЮНЕСКО. Испанцы утверждают, что компания Odyssey Marine Exploration не только похитила их культурное и историческое достояние, но и потревожил могилы испанских моряков, находившихся на борту «Мерседес».

Грег Симмс, не признавая официально, что речь идет о «Мерседес», парирует тем, что раз испанские власти ни разу не пытались найти корабль, то они от него фактически отказались. Кстати, в 1983 году Мадрид действительно отказался от галеона «Наша сеньора из Аточи», который через два года нашел тоже американец Мелиан Фишер. К тому же тот факт, что со дна океана были подняты испанские монеты, еще не означает, что они находились на испанском корабле. До находки «Мерседес» найденный в 1985 году Фишером клад считался рекордным. Американец поднял из трюмов «Нашей сеньоры из Аточи», затонувшей у берегов Флориды в 1622 году, 40 т золотых и серебряных монет и 40 кг изумрудов, которые были проданы за 400 млн долларов.

Между тем в спор из-за сокровищ «Мерседес» вполне может вмешаться третья сторона. Многочисленные государственные и общественные организации Перу хотят, чтобы Лима официально потребовала свою долю клада на том основании, что золото и серебро, из которых были отчеканены монеты, добывались в перуанских рудниках без согласия инков, коренных жителей страны.

Второе Трафальгарское сражение

Неожиданно в конфликт вокруг рекордного клада, найденного Odyssey Marine, вмешался Лондон. Британцев возмутило то, что Мадрид в очередной раз демонстративно проигнорировал территориальные воды вокруг Гибралтара, который британцы считают своим городом. Форин офис заявил официальный протест МИД Испании.

Еще одна причина обострения отношений между Великобританией и Испанией -- английский корабль «Сассекс», о котором после находки монет с «Мерседес» просто забыли. И опять не обошлось без Odyssey Marine.

Для того чтобы найти в 5 милях от испанского побережья на глубине 900 м в начале 2002 года фрегат «Сассекс», Odyssey Marine потребовалось обыскать при помощи подводных роботов и похожих по принципу работы на локаторы специальных подводных сканеров более 1 тыс. кв. км морского дна. В ходе поисков были найдены останки 418 судов, в том числе римских и карфагенских кораблей, которые более двух тысяч лет лежат на дне.

80-пушечный «Сассекс» вышел из Портсмута в начале 1694 года во главе эскадры из 12 кораблей. На борту фрегата находились деньги для савойского герцога Виктора Амадея II. Это была своего рода взятка, чтобы уговорить его объявить войну Франции, с которой в то время воевала и Англия. Трюмы «Сассекса» были забиты сундуками, в которых, если верить описи Адмиралтейства, находился 1 млн золотых и серебряных монет и десятки слитков драгоценных металлов. Сейчас, считают специалисты, сокровища могут стоить порядка 2,5 млрд фунтов стерлингов.

19 февраля сильнейший шторм разметал эскадру, только вошедшую в Средиземное море. «Сассекс» затонул вместе с 560 матросами, офицерами и всеми сокровищами.

Британское правительство впервые в истории разрешило американским спасателям поднять сокровища вместе с историческими артефактами: пушками, корабельным и навигационным оборудованием и пр.

Odyssey должен получить немалую долю от поднятых сокровищ. По соглашению с министерством обороны Великобритании американцам достанутся 80% от первых 45 млн долл., вырученных от продажи монет. Доход до полумиллиарда стороны договорились разделить поровну. Из суммы, превышающей 500 млн, британскому правительству достанутся 60%.

Мадрид долго отказывался выдать разрешение на проведение спасательных работ, ссылаясь на серьезные сомнения в том, что на дне лежит действительно «Сассекс». Лондону пришлось подключать госдепартамент США. Лишь под нажимом Вашингтона Испания разрешила поднимать сокровища. Спасательные работы начались 12 декабря 2005 года, когда Odyssey потратил на поиски уже больше 5 млн долл. Но в январе 2006 года все изменилось. Испанские газеты начали обвинять иностранцев в том, что они разворовывают национальное достояние Испании. МИД Испании расторг соглашение под туманным предлогом нарушения американцами каких-то условий договора и потребовал их немедленного ухода.

«Мы выдворим из наших территориальных вод, а в случае необходимости арестуем всех, -- воинственно заявил представитель министерства иностранных дел Испании, -- кто попытается опуститься на дно без разрешения правительства».

Влиятельная мадридская газета «Эль мундо» назвала скандал вокруг подводных сокровищ вторым Трафальгарским сражением и местью британцам, грабившим в XVII веке испанские галеоны с золотом и серебром, а Сезар Антонио Молина, министр культуры Испании, обозвал Odyssey «пиратами XXI века».

Только 23 марта 2007 года власти Андалузии наконец разрешили Odyssey продолжить спасательные работы, но уже через месяц началась эпопея с монетами, и операция к неудовольствию Лондона была вновь прекращена.

Внакладе не останутся

После конфликта с Odyssey Marine морские археологи из Nerea Arqueologia Subacuatica, организации, занимающейся археологией под водой; по заданию министерства культуры Испании приступили к составлению атласа подводных кладов. Работа над атласом займет не один год, но место крушения «Мерседес» на карту они уже нанесли.

За развитием тяжбы между правительством Испании и Odyssey Marine Exploration Inc. внимательно следят десятки других фирм, занимающихся поисками подводных сокровищ. От его исхода будет зависеть, куда попадут бесценные старинные монеты и украшения: в музеи или частные коллекции.

Но даже в случае проигрыша в суде говорить о разорении Odyssey, который сейчас ведет поиск на восьми площадках в разных частях света, явно рано. За судьбу компании Грег Симмс не беспокоится. При любом исходе ему возместят затраты на поиски и подъем сокровищ.

Да и без заказов Симмс и компания остаться не боится. Рекламой его обеспечил Мадрид, а интерес к подводным сокровищам едва ли в ближайшем будущем стихнет. Не случайно телекомпания Discovery Channel подписала с американскими подводными кладоискателями двухмиллионное соглашение на съемки 11-серийного фильма о поисках сокровищ под водой.

Семен УГЛОВ
//  читайте тему  //  Исторические версии