Ситуацию вокруг Клуба военачальников обозревателю «Времени новостей» Николаю ПОРОСКОВУ прокомментировал бывший начальник Главного разведывательного управления Генерального штаба генерал-полковник Федор ЛАДЫГИН, ныне советник генерального директора авиационной холдинговой компании «Сухой».Клуб военачальников -- это огромная когорта людей со значительными знаниями, полученными в нескольких военных вузах, и большим служебным опытом. Поэтому создание клуба -- идея сама по себе правильная. Однако, к сожалению, эта правильная идея сегодня сама в себе, она работает лишь внутри клуба. Рекомендации, которые вырабатываются членами клуба, редко используются, как, впрочем, и сами военачальники. Нет ни одной страны мира, в которой бы так малоэффективно, мягко говоря, использовался опыт бывших военачальников.
Сравним блестящего политика и блестящего военного, которого я прекрасно знаю, Колина Пауэлла в США и генерала армии Михаила Моисеева, с которым они находились в дружеских отношениях. Отношения настолько дружественные, что они даже похожи друг на друга, хотя это разные люди: Пауэлл больше политик, Моисеев больше военный. Моисеев (он 1939 года рождения) в 51 год остался не у дел, опыт этого блестящего военачальника никак не был использован. В то же время человека, менее чем на два года его старше, к тому же приблизившегося к 70 годам, назначили госсекретарем США. Его роль на этом посту была, на мой взгляд, положительной. Правда, я видел, как трудно, стыдясь, говорил Колин Пауэлл в Совете Безопасности ООН о наличии ядерного оружия в Ираке. Его тогда вынудили это сказать.
Возьмем Элиотта Ричардсона, который еще очень молодым человеком был министром обороны США. Спустя многие годы его снова использовали на этой же должности. Я знаю лично бывшего руководителя ЦРУ Роберта Гейтса, встречался с ним. Он также используется сегодня государством -- в должности министра обороны. Могу привести вам примеры своих коллег -- начальников разведывательных управлений министерств обороны разных стран, которые также не остались без дела, используются на государственной службе. Хотя есть и те, кто по доброй воле ушел в частные компании -- советниками, лоббистами.
Чем хуже наши военные? Почему их опыт либо совершенно не используется, либо используется совсем мало? Наши бывшие военные если куда и устраиваются, то только сами. Их никто не приглашает, за редким исключением. Разве что бывший директор Службы внешней разведки Вячеслав Трубников сейчас посол в Индии. Но это, повторяю, единицы. Нормально ли, когда, например, в Общественной палате нет ни одного представителя от Клуба военачальников?
К сожалению, свою лепту в такое отношение к бывшим военачальникам вносят и некоторые СМИ: проштрафился один генерал -- ярлык вешается на всех генералов. И среди госслужащих высокого ранга немало коррупционеров, но СМИ ведь из-за этого не говорят, что все, начиная с президента, коррупционеры. По мнению СМИ, генералы -- бездельники. Знали бы вы, сколько работал начальник штаба Михаил Петрович Колесников! Ежедневно с раннего утра и до ночи. Потому он и заболел и так рано ушел из жизни.