Вчера глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин представил президенту Дмитрию Медведеву проект национального плана по борьбе с коррупцией. Проект разработан
Советом по противодействию коррупции, созданным президентом месяц назад. Борьбу с коррупцией г-н Медведев считает одной из главных своих задач на посту президента. Он неоднократно заявлял, что это «системная проблема, и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ».
Касаясь представленного вчера проекта, президент признал в интервью агентству Рейтер, что он «не будет идеальным». «Системный ответ», по словам президента, предполагает набор «нескольких системных мер»: разработку и принятие ряда законов, создание специальных экономических институтов, «которые должны блокировать коррупционные проявления», регламенты для чиновников и создание у них «экономической мотивации» не совершать коррупционных преступлений. Но самое главное, по словам г-на Медведева, -- «это сфера идеального, это правосознание, выработка у людей такого хорошего стереотипа к правильному, законопослушному поведению».
Согласно плану, до 1 октября 2008 года должен быть разработан и представлен проект федерального закона о противодействии коррупции. В свою очередь г-н Нарышкин сообщил, что до 1 ноября свои планы по противодействию коррупции должны представить все государственные органы и органы субъектов федерации. «План будет опираться на систему планов», -- сказал он.
«Это очень болезненная и трудная тема для нашей страны. К сожалению, у нас и традиции не очень хорошие в этом смысле. Пренебрежение к закону, так называемый правовой нигилизм, очень крепко впитался в национальное сознание, и с этим предстоит серьезно бороться», -- так охарактеризовал вчера президент состояние коррупции в стране. Привычку игнорировать закон г-н Медведев сравнил с нежеланием водителей пристегиваться ремнями безопасности»: «Понимаете, это как с тем ремнем безопасности в автомобиле. Или потребность пристегнуться уже есть в сознании, она ментально существует, или ее никакими запретами не выработать». Теперь авторам плана по борьбе с коррупцией как раз и предстоит заняться выработкой правильных привычек не только у чиновников, но и у остальных граждан страны.
Как доложил вчера президенту глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин, разработанный советом план по борьбе с коррупцией включает несколько разделов. Первый -- «законодательное обеспечение противодействию коррупции, в том числе разработка и представление до 1 октября проекта федерального закона о противодействии коррупции». В феврале прошлого года Россия вступила в организованную Советом Европы Группу государств против коррупции (ГРЕКО). Годом раньше, в феврале 2006-го, ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, а в июне прошлого года -- Европейскую конвенцию «Об уголовной ответственности за коррупцию». Однако одной ратификации недостаточно. Чтобы одобренные международным сообществом нормы стали действовать на территории России, их надлежит встроить в национальное законодательство, принять соответствующие федеральные законы.
«Каждое государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности», -- гласит Конвенция ООН. В свою очередь Европейская конвенция обязывает своих участников ввести уголовную ответственность для нечистых на руку госслужащих, определяя целый ряд категорий преступлений коррупционного характера: активный и пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц, подкуп членов национальных публичных собраний, подкуп иностранных публичных должностных лиц, подкуп членов иностранных публичных собраний, активный и пассивный подкуп в частном секторе, подкуп должностных лиц международных организаций и членов международных парламентских собраний, подкуп судей и должностных лиц международных судов, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, правонарушения в сфере бухучета.
Понятие «коррупция» в России до сих пор не является юридическим. Нет его и в Уголовном кодексе. Как отмечал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, наличие статей о взятках, превышении и злоупотреблении должностными полномочиями недостаточно для того, чтобы эффективно бороться с коррупцией путем уголовного преследования. Ратификация Европейской конвенции, по его словам, должна повлечь за собой внесение соответствующих изменений в УК.
Ответственный за уголовное преследование Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП) принял участие в разработке представленного вчера президенту проекта антикоррупционного плана, направив в совет свой документ. Концепция СКП включает в себя «блоки, характеризующие условия, способствующие проявлению и развитию коррупции, основные принципы государственной политики в сфере противодействия коррупции, вопросы организационной работы по противодействию коррупции, отечественный и международный опыт по борьбе с коррупцией». СКП, в частности, предложил разработать механизм «обеспечения оплаты труда и набора соцльгот, стимулирующих добросовестный труд и гарантирующих высокую престижность социального положения госслужащего, в том числе после ухода на пенсию».
СКП вчера не стал официально комментировать и разъяснять свою концепцию. Но, как рассказал источник "Времени новостей" в этом ведомстве, к разработке своих предложений по борьбе с коррупцией приступили не только они, но и МВД, ФСБ и Госнаркоконтроль. Один из пунктов проекта СКП, по словам источника, будет включать в себя «вопросы защиты граждан, коммерсантов и госпредприятий». «Перед разработчиками стоит первоочередная задача по внесению предложений по борьбе с произволом в органах власти -- с чиновниками и правоохранительными структурами, -- сказал источник "Времени новостей". -- Смысл этого предложения будет заключаться в том, чтобы ни один чиновник или сотрудник правоохранительных ведомств не мог больше запросто заходить на предприятия, когда им вздумается. Сейчас чиновники и милиционеры могут прийти в любую организацию и «выявить» кучу нарушений. За решение вопросов в положительную сторону, например, за подпись чиновника в акте приема помещения о том, что все в порядке, или автограф милиционера, который «не обнаружил видимых нарушений закона», таможенных деклараций или неуплаты налогов в госбюджет, требуют уплаты определенных сумм. В проекте будет четко прописано, как и когда госчиновники и милиционеры могут посещать предприятия».
По сведениям "Времени новостей", председатель СКП Александр Бастрыкин на этой неделе разослал указы во все региональные подразделения Следственного комитета, чтобы все их руководители, как сообщил источник газеты, представили ему «кандидатуры на вылет». По словам источника, в сентябре прошлого года, когда был создан СКП, со всеми сотрудниками заключались годовые контракты. При этом, сообщил он, г-н Бастрыкин пояснил, что такой прием на работу обусловлен тем, что через год будет понятно, кто оправдал надежды и достоин оставаться в рядах СКП, а кто не выдержал «испытательный срок». По словам источника, начальники отделов кадров управлений и отделов СКП сейчас спешно подготавливают необходимые документы на имя г-на Бастрыкина.
В целях борьбы с коррупцией еще несколько месяцев назад Верховный суд разработал законопроект об административном судопроизводстве, который предусматривает создание специальных административных судов, которые рассматривали бы споры граждан с чиновниками. Особенностью этих судов, по мнению авторов законопроекта, должен стать порядок их формирования: не по принципу административно-территориального деления, а по судебным округам, в которые будет входить несколько регионов. Нужно это для того, чтобы исключить возможность влияния на судей руководителей субъектов федерации. Для эффективной работы административных судов, по мнению председателя ВС, кроме того, необходимо принятие нового закона о госслужащих, который, в частности, четко регламентировал бы работу чиновников, определял порядок принятия ими решений, а также процедуру и сроки их обжалования.
Судьба этой законодательной инициативы пока неясна и будет оставаться таковой, по всей видимости, до проведения судебной реформы, которая также задумана и осуществляется президентом в целях борьбы с коррупцией
(газета «Время новостей» подробно писала об этом во вчерашнем номере).
Вторым разделом проекта антикоррупционного плана г-н Нарышкин назвал «меры по совершенствованию органов государственного управления в целях противодействия коррупции». Сюда, по всей видимости, будет относиться и вышеназванная реформа судебной системы. Создание специальных органов по предупреждению коррупции предусматривает и Конвенция ООН.
Третий раздел проекта посвящен «мерам по повышению профессиональной подготовки юридических кадров и правовое просвещение». Изменение менталитета граждан, повышение уровня их правосознания и правовой культуры называются руководством страны в числе основных условий, без которых все остальные меры по борьбе с коррупцией оказались бы совершенно бесполезными.
«Я лично изучу проект», -- заявил президент после вручения ему этого судьбоносного документа. Он отметил также, что необходимо будет провести заседание Совета по противодействию коррупции, «где будет окончательно поставлена точка».