|
|
N°112, 26 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полна горница людей
Crowded House собрали публику немногочисленную, но преданную
Да, знаменитая группа 80-х аншлага не сделала. В основном пришла англофильствующая молодежь, любители мелодичного рока, а также экспаты. Не очень-то это соответствовало названию группы, которое переводится как «Дом, полный народа». Половина партера, половина VIP-ложи -- у коллектива, чей «прощальный» концерт середины 90-х собрал сотни тысяч слушателей в Opera House в Мельбурне. В Москве Crowded House выступали в концертном зале под названием «Б1», а вчера в Питере -- в заведении под названием «А2».
Я вообще слежу за творчеством этой группы с начала 90-х. Я слышал и смотрел концертники Crowded House и сольные -- их вокалиста, главного автора и отца-основателя Нила Финна. Один раз я комментировал концерт этой группы на «МузТВ». Я прекрасно себе представлял, что концерт будет как минимум драйвовым, душевным, профессиональным и тому подобное. Ну, сыграют для разминки песни из нового альбома Time on Earth, потом перейдут к старым, более узнаваемым хитам, на закуску -- Don't Dream It's Over в акустике. Или еще в каком переделанном виде. После чего все повалят домой. Не тут-то было. Во-первых, новых песен было крайне мало, хотя альбом очень сильный, Нил Финн в зените славы и добра. Из новых прозвучали Don't Stop Now, She Walked her Way Down, еще что-то, объявленное как совсем новое произведение. Странные «каверы»: некое ретро про «Поезд на Санкт-Петербург» и кусок старой диско-песни в Chocolate Cake. Эту песню я, честно говоря, терпеть не могу: резкая, немелодичная, текст наполнен непонятным сарказмом («Могу я купить еще одну дешевую подделку Пикассо? Энди Уорхол, должно быть, хохочет в могиле»). Но как она здорово звучит на концерте! Crowd pleaser, как скажут наши зарубежные коллеги. Нил исполнял ее, сидя за клавишами. Пианистом он, кстати говоря, оказался изрядным. Эдакий тапер, работающий за совесть.
Начался же концерт с неожиданной When You Come. На этой песне звук отвратный. Бас гудит, хотя отстраивались чуть ли не час. Нил с новозеландским акцентом объявил «болшое спасибо». Впервые слышу русский язык с новозеландским акцентом, у «киви» это явно получается лучше, чем у американцев!
Следующие -- World Where you Live, In my Command. Здесь звук вроде бы выправился.
Затем некое на-что-то-похожее-интро на гитаре, и звучит уже всем известный хит, Fall at your Feet. Группа, которая и до того играла энергично и с огоньком, здесь просто разошлась. Я было подумал, что эти седеющие дядьки, патентованные лирики-романтики-восьмидесятники, сейчас расколотят свои дорогущие гитары «Гибсон», бас «Фендер» и клавиши «Корг». Не разбили. Наоборот, заиграли почти без перерыва новую Don't Stop Now -- эти песни с таким характерным прыгающим ритмом хорошо склеиваются на концерте.
Где-то после середины концерта техник повесил на Нила акустическую гитару с каподастером на четвертом ладу. Нил, чтобы проверить настройку, не придумал ничего лучшего, как брякнуть аккорд Dsus4 -- то есть именно тот, с которого начинается Don't Dream It's Over! А у этой песни такой зачин -- там полутакта достаточно, чтоб понять, что за песня. Ну, все сразу и поняли, что будет. Но было не это, а представление группы. И только после представления группы зазвучала она, великая Don't Dream It's Over, гимн эскапистов (In the papers today/deals of war in its wage/but you turn right over to the TV pag»), мелодический шедевр и классика прошлого века. Прозвучала, кстати, в нормальной альбомной аранжировке: с басом, барабанами, плачущим соло на электрооргане (обычно Нил и группа играли свой первый главный хит под занавес, причем только с гитарой и органом). И это радует: наконец-то свой главный хит (и далеко не единственный, как думают некоторые) исполняют походя, из него не делают главной интриги концерта. В VIP-партере танцевали медленный танец, в просто партере каждый второй фотографировал мобильником.
После этой были все остальные хиты. Distant Sun, Pineapple Head -- как на альбомах. Crowded House, вообще, конечно, песенная группа, импровизируют они довольно мало. Это же вам не Grateful Dead или Led Zeppelin в конце концов. Но энергетика у них бешеная. Вообще забавно: группа, собирающая стадионы, выступает перед парой сотен фанатов и экспатов, но дает такой концерт, как будто перед ними «Уэмбли», набитое под завязку и с королевскими особами в VIP-ложе! Такое вот отношение к работе и к публике.
Что еще было интересного? А, играл не только основной состав, но и два дополнительных музыканта. Один причем играл то на тубе (это на рок-концерте-то!), то на каком-то ксилофоне с металлическим звуком. Нил поздравлял техника группы с днем рождения -- залу пришлось спеть «хеппи бесдей». Нил похвалил «прекрасное пение» московской публики (спасибо, вы тоже все еще в голосе). То на секунду вытащил на сцену своего сына Элроя. Не знаю, какого сына -- наверное, среднего. Потому что старший вроде как сам известный австралийский музыкант.
На бис -- Weather with You Something So Strong с первого альбома, Four Seasons in One Day, наконец -- песня-пожелание, Better be Home Soon, «Будь дома пораньше». Поклоны, аплодисменты.
Ну что сказать? Мы, фанаты, странные люди: с одной стороны, довольствуемся малым, с другой -- нам и всего мира недостаточно. Вроде все, что хотели, услышали, но вот бы еще побольше альбомных вещей вроде Tall Trees. Вот бы сольных песен Нила и Тима Финна. Вот бы...
Да будет. И так сто лет вспоминать будем.
Александр БЕЛЯЕВ