Время новостей
     N°111, 25 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2008
Тренировка памяти
Президент поручил правительству вспомнить все налоговые обещания
Первое бюджетное послание президента Дмитрия Медведева на 2009--2011 годы, направленное вчера премьеру и председателям обеих палат парламента, де-факто уже разбирается «по косточкам» в правительстве и ведомствах. На вчерашней бюджетной комиссии премьер Владимир Путин объявил, что на ближайшем заседании правительства будут рассмотрены основные параметры бюджета на трехлетку. Правда, с важнейшей составляющей бюджета -- налоговой политикой -- ни президент, ни правительство пока так и не определились. Все прописанные в послании задачи лишь представляют собой повторение тех точечных изменений в налоговой сфере, которые были озвучены правительством месяц назад.

Минфин, по словам премьера, уже представил сводные предложения по параметрам бюджета, и в ближайший месяц министерствам и ведомствам предстоит согласовать расходные статьи уточненного бюджета на 2009 год и на трехлетку 2009--2011. Но как будут формироваться доходные статьи -- до сих пор непонятно. Обтекаемо сформулированные налоговые предложения не вылились в бюджетном послании в конкретные поручения правительству. Вопрос о реформе налога на добавленную стоимость повис в воздухе: про этот налог в послании есть одна лишь фраза о том, что «следует окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в том числе в отношении сроков реформирования налога на добавленную стоимость».

Об этом тогда еще президент Владимир Путин и кандидат в президенты Дмитрий Медведев говорили и полгода назад, уверяя, что вопрос о реформе НДС должен быть решен в самое ближайшее время. А само снижение НДС с 18 до 12% (причем возможно уже с 2009 года) представлялось едва ли не главной мерой по стимулированию экономики.

Как и следовало ожидать, правительство так и не решилось на эксперименты с основным бюджетообразующим налогом, приносящим почти 40% сборов казне и не зависящим напрямую от цен на нефть. Правда, заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач вчера заявил, что до 1 августа предполагается проработать вопрос и рассчитать обоснование возможного снижения НДС. Но подобные расчеты ведомство ведет постоянно, и все они рассматриваются исключительно как рабочие. Даже если разработанные к 1 августа предложения по реформе НДС будут приняты в качестве руководства к действию, это не сильно изменит картину ближайшего года. Ведь основные показатели бюджета-2009 к тому времени должны быть уже просчитаны.

Основные меры налоговой политики, как следует из текста послания, должны реализовываться уже с 2009 года. При этом все то, что перечислено в послании, уже либо принято Госдумой, либо находится на рассмотрении. Россыпь налоговых предложений, озвученных правительством в мае, практически полностью продублирована в бюджетном послании. В частности, глава государства просит продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров, имея в виду установление более низкой ставки на более качественное и экологически безопасное топливо. Законопроект об этом уже рассматривается Думой в рамках внесенного правительством налогового пакета.

Президент еще раз повторил, что считает совершенно оправданным решение освободить работодателя от налогообложения расходов на здравоохранение и образование сотрудников. А сотрудников в свою очередь от налогообложения соответствующей материальной выгоды.

Единственным новым уточнением по подоходному налогу, не нашедшим пока отражения в правительственных законопроектах, стало поручение президента расширить применение социальных вычетов по подоходному налогу на опекунов и попечителей.

Напомнил Дмитрий Медведев и о том, что пора принять новую главу Налогового кодекса о налоге на недвижимость, предусмотрев такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан не повысилось, а осталось на существующем уровне. В последние три года вариантов законопроекта о налоге на недвижимость было разработано великое множество, но ни один из них так и не получил одобрения. Сначала мешало отсутствие кадастра недвижимости, затем -- методики определения рыночной цены недвижимости. Теперь мешает неясность в отношении того, каким именно социальным слоям и по каким принципам предоставлять льготы по новому налогу.

Бюджетное послание, по сути, подтверждает, что многие налоговые новации, которые сами власти давно считают актуальными, не доходят до конечного воплощения даже не по причинам излишней осторожности, а скорее из-за инертности или отсутствия "управленческой" воли. Один из многочисленных примеров -- совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен. Минфин писал и переписывал соответствующие поправки, был определен перечень контролируемых сделок, перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми и методы определения цен для целей налогообложения, но на правительственном уровне ни один из вариантов так и не прошел. Не по причине того, что проект закона был признан плохим, а просто потому, что был отложен до лучших времен. Теперь Минфину, похоже, придется еще раз повторить эту работу «на бис»: президент Дмитрий Медведев предлагает подготовить новый законопроект.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа