|
|
N°44, 14 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Беспризорник должен попасть в семью»
На наш взгляд, общее количество беспризорных детей в России иногда все же преувеличивается. Характеризуя масштаб проблемы, необходимо определиться в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные -- это те, кто не имеет постоянного места жительства и действительно живет на улице. Но такие дети составляют не более одной десятой части безнадзорных детей -- то есть имеющих и дом, и родителей, но предоставленных сами себе. Вот количество безнадзорных детей, по оценкам всех ведомств, составляет около миллиона.
Цель усилий правительства заключается в том, чтобы от действий разрозненных перейти к единой стратегии, к тесному взаимодействию ведомств и служб, а также федеральных органов и органов субъектов федерации. И никаких дополнительных средств на эти цели из бюджета не выделяется: просто упорядочивается их расходование. Так, например, Программа дополнительных мер по усилению борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних предусматривает проведение учета детей, которые или не посещают школу, или систематически пропускают занятия. Решено также создать банк данных о «трудных» семьях и детях. Кроме того, возможно, уже в мае будет подписано соглашение о сотрудничестве стран -- участников СНГ в вопросе возвращения несовершеннолетних в государства постоянного проживания.
Сейчас уже видно, на каких участках борьбы с беспризорностью проявляются проблемы. Перед органами милиции поставлена задача подбирать всех безнадзорных детей на улице и устанавливать их личность, а приютам вменили в обязанность принимать всех подростков, которых направляет милиция. Но специальных учреждений для несовершеннолетних (приютов и социально-реабилитационных центров) на всю Россию 911. В принципе они созданы и действуют во всех субъектах федерации. Хотя есть несколько проблемных регионов, в число которых попала и Москва, где на начало 2002 года было всего два государственных приюта на 30 мест. Если в каком-то регионе не хватает приютов, то тамошние руководители сами должны позаботиться об увеличении их количества. Открытие детских учреждений -- это компетенция местных органов власти. Центр им помочь не может.
Предстоит еще определиться и по дальнейшей судьбе детей с улицы. Всем известно, что есть предложения ужесточить к ним отношение, -- в частности, помещать в закрытые учреждения. Но пока все-таки преобладающим остается мнение о том, что необходимо развивать различные формы семейного обустройства беспризорников, -- например, определять их в семейные детдома или приемные семьи. Причем мы говорим не о душевных порывах, а о системном подходе. То есть в ближайшее время нужно будет подбирать добровольцев, готовых взять оставшегося без присмотра ребенка, выяснять мотивы его беспризорности, отрабатывать вопросы оплаты, статуса, пенсионных прав.
Марина ГОРДЕЕВА, руководительдепартамента по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития