Вчера корабль морских сил самообороны Японии впервые со времен второй мировой войны вошел в китайский порт. Дружественный пятидневный визит ракетного эсминца «Садзанами» в порт Чжаньцзян провинции Гуандун стал ответом на заход в порт Токио в ноябре 2007 года
китайского эсминца «Шэньчжэнь». Об ответном визите премьер Японии Ясуо Фукуда и председатель КНР Ху Цзиньтао
договорились в мае на саммите в Токио. Вслед за заключенным на минувшей неделе японо-китайским соглашением
о совместной разработке газовых месторождений в спорных водах Восточно-Китайского моря визит «Садзанами» стал новым свидетельством потепления в отношениях Пекина и Токио.
Эсминец привез в Китай гуманитарный груз
для пострадавших в ходе разрушительного землетрясения в мае, жертвами которого стало более 69 тыс. человек. В первые дни после трагедии гнев китайских пользователей Интернета вынудил Пекин отклонить доставку японской помощи в пострадавший район самолетами ВВС Японии.
Антияпонские настроения среди китайцев связаны с разногласиями в оценке истории японской оккупации Китая в 1930--1940-е годы -- китайские националисты считают, что японцы по-прежнему преисполнены милитаристским реваншистским духом, мешающим Токио покаяться в преступлениях военных лет. В конце 1990-х -- начале 2000-х исторические споры привели к похолоданию в отношениях двух стран. Но на этот раз появление военного корабля под флагом Страны восходящего солнца не вызвало в Китае националистических протестов. Официальный представитель МИД Китая Лю Цзяньчао подчеркнул, что визит эсминца «будет способствовать укреплению дружбы и взаимного доверия между двумя странами».
Руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко указал «Времени новостей», что "демонстративное" улучшение японо-китайских отношений после майского саммита связано с корректировкой политического курса как в Токио, так и в Пекине. Обе страны вынуждены учитывать достигнутый уровень экономических взаимоотношений, ведущий к взаимозависимости. Китай идет на сближение с соседней страной, связанной тесными узами военно-политического партнерства с США. Хотя Токио и Вашингтон стремятся к «вовлечению Китая в сферу своих ценностей», г-н Павлятенко выразил уверенность, что эти процессы не угрожают России, ибо гарантией безопасности является «достаточно высокий уровень российско-китайского стратегического партнерства». Эксперт «ВН» призвал рассматривать визит японского эсминца в Китай «как очередной шаг в общих усилиях по формированию атмосферы мер доверия в регионе».