|
|
N°44, 14 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цена -- качество
«Татнефть» и «Башнефть» выступили против крупных нефтекомпаний
Руководство Башкирии совместно с «Татнефтью» намерено воспротивиться попыткам крупных нефтекомпаний ввести так называемый банк качества нефти, когда производители менее качественного сырья выплачивают компенсацию производителям более качественного, так как нефть в трубе смешивается и ее сернистость из-за этого увеличивается. Член Совета Федерации от Башкирии Александр Якубов заявил вчера, что не допустит включения положения о банке качества в разрабатываемый закон «О магистральном трубопроводном транспорте».
Фактически против «Татнефти» и «Башнефти» выступают все нефтяники. Они считают, что благодаря этим компаниям добываемая в Западной Сибири легкая нефть теряет в трубе качество и превращается в Urals, которая продается на 1,5--2 долл. за баррель дешевле арабского сорта Brent. Соответственно, как недавно подсчитал глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, сибирские нефтяники ежегодно теряют около 2,5 млрд долл. экспортной выручки.
Введение банка качества невыгодно «Татнефти» и «Башнефти», утверждали не так давно руководители республик в письме к Владимиру Путину. «Татнефть», по словам главы московского представителя компании Азата Ягафарова, в случае введения банка качества будет терять 8--28 долл. с каждой тонны нефти в зависимости от производительности скважины. А «Башнефть», как подсчитал г-н Якубов, ежегодно будет нести убытки до 500 млн долл. Месторождения «Татнефти» и «Башнефти» истощены, себестоимость добычи высока. Если закрывать малорентабельные скважины (это придется сделать, если банк качества начнет функционировать), то, во-первых, для этого нужны немалые средства, а во-вторых, без работы останутся десятки тысяч человек.
К тому же, говорили гг. Якубов и Ягафаров, в Татарии и Башкирии качество нефти не сильно портит сибирское сырье. По данным, полученным ими в «Транснефти», содержание серы в сибирской нефти составляет 1,1%, а «на выходе» из этих республик -- 1,25%. В Brent этот показатель равен 0,46%. «Таким образом, высокосернистые нефти «Башнефти» и «Татнефти» существенно не влияют на качество выходящей с таможенной территории России нефти, -- сказал г-н Якубов. -- Просто сибирские нефтяные предприятия необходимостью создания банка качества прикрывают намерения о перераспределении прибыли между компаниями в свою пользу».
В ЮКОСе газете «Время новостей» заявили, что считают необходимым как можно скорее ввести банк качества нефти (при этом в компании опровергли информацию о том, что г-н Ходорковский предлагал «не пускать в трубу» «Татнефть» и «Башнефть»). «Проблема проста, -- говорит представитель ЮКОСа -- Наша нефть теряет в качестве и цене из-за высокосернистой нефти, значит, производители менее качественного сырья должны нам компенсировать потери». В ЛУКОЙЛе полагают, что «проблема не смертельная, но она существует», поэтому необходимо приступить к разработке механизма компенсации. В «Роснефти» также поддерживают идею о банке качества, правда, уточняют, что в некотором роде он уже существует: производители высокосернистой нефти платят государственной «Транснефти» за смешивание.
Представитель еще одной крупной компании, пожелавший сохранить инкогнито, говорит, что вся проблема татарских и башкирских нефтяников в нежелании привлекать опытные сервисные компании для увеличения запасов. «За год работы тех же Schlumberger или Halliburton запасы могут вырасти в полтора раза, добыча каждой скважины увеличится, себестоимость снизится, плюс еще качество нефти улучшится». А ссылки на социальный взрыв, по его мнению, несостоятельны: «Все, что связано с нефтью, -- это прежде всего бизнес, и здесь все зависит от менеджеров».
Тем не менее, как утверждают гг. Якубов и Ягафаров, замминистра энергетики Владимир Станев на днях заявил о том, что вводить банк качества нефти в России пока преждевременно.
Николай ГОРЕЛОВ