|
|
N°111, 25 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новости про знакомцев
Nils Petter Molvaer. Re-vision (EmArcy/Sula/Universal). Европейский «новый джаз» с электронной начинкой? Именно. Такой музыки, что создает норвежский трубач Нильс Петтер Молвер, не то чтобы мало, скорее от нее уже деваться некуда. Мало хорошей. Молвер -- один из немногих, кто делает такое лучше других.
Молвер появился на джазовой сцене примерно в одно время с французом Эриком Трюффазом, и музыканты эти были просто обречены на то, чтобы их все время сравнивали и прикрепляли к заочным ученикам Майлса Девиса: как же, холодный звук засурдиненной трубы, пронзительные мелодии... На самом деле это совершенно разные музыканты, что становится все яснее с каждым новым альбомом. Сказать по совести, меня напрягает зацикленность Молвера на шумовой электронике, на растянутых мелодиях и нотах, не складывающихся ни во что внятное, на размытой электроакустической палитре аккомпанемента. Аккомпанемента, больше напоминающего шум, инфразвуковое гудение -- да что угодно, только, простите, не музыку. С другой стороны, электронный авангард от Молвера постепенно превращается в музыку для гостиных, некий эмбиентный джаз-рок. Да, хороший джаз не должен «бросаться в уши», это не попса. Но странно, когда музыка становится совсем незаметной, когда полунамеки и недомолвки превращаются в тоскливую невнятицу с намеком «на что-то большее».
Предыдущий студийник Молвера -- ER -- слушать было непросто, хотя оно того стоило. В то время как последний студийный альбом Трюффаза Arkhangelsk песенный и мелодичный, но отнюдь не попса голимая. Высший класс -- создавать музыку, легкую для восприятия, но интересную. В контексте современного джаза задача просто фантастическая. Но у кого-то получается. А кто-то и не пытается...
Все сказанное относится к Re-vision. Вообще-то это не совсем альбом -- сборник киномузыки. Пьесы Молвера из трех фильмов, чьи названия мне не говорят ровным счетом ничего. Решительно невозможно определиться с тем, нравится альбом или нет. Сказать однозначно, что не нравится, нельзя. А если нравится, то почему надо напрягаться, чтобы не заснуть? Вопросы слушателя к себе -- это довольно плохо, это ущербная меломания. Когда мы слушаем, скажем, Filles de Kilimanjaro Майлса Девиса, у нас таких вопросов не возникает. Верно?
Альбому Re-vision, впрочем, есть чем похвастаться. Удачные партии трубы -- особенно а капелла, сольные куски (бесподобный звук с шипением). Не знаешь, что больше восхищает: чувство ритма Молвера-солиста или чувство меры Молвера-композитора. Удачны мелодии -- особенно хорош квазиориентализм, есть забавный дабовый кусок. Но все рано или поздно тонет в электронной жиже, а электронные штучки здесь столь сложно организованы, что аккомпанемент в конце концов превращается в гудеж. Но мы же помним, что от киномузыки вне фильма мало что требуется. И, собственно, ничего и не требуем.
Charlatans. You Cross my Path (Cooking Vinyl). Charlatans -- представители так называемой манчестерской волны, общая атмосфера которой -- «рок и танцы под экстази». Про это несколько лет назад сняли фильм «Круглосуточные тусовщики». Но что о том вспоминать -- новый альбом «Шарлатанов» имеет мало отношения и к Манчестеру, и к психоделии. От Charlatans образца 80-х здесь только голос Тима Берджеса да спорадический электроорган (Mis Takes, в большей степени A Day for Letting Go). Это довольно разнообразная пластинка, от песен легких и запоминающихся (Bird) до стадионных «кричалок» (Missing Beats), глубоких и гипнотизирующих, в духе электронного танцевального рока New Order или Electronic (The Misbegotten). А также совсем гитарных, как You Cross my Path. Минимум воды -- максимум конкретики. Крепкая вещь.
Moby. Last Night (MUTE). Я не поклонник Моби, но... Когда-то мне попался его второй альбом -- Ambient (1993), где были нехарактерные для этого скоростного диджея фортепианные вещи. С тех пор в силу разных профессиональных обязанностей слушаю почти все, что выходит из его студии. Не в коня корм -- изюминка творчества лысого ньюйоркца от меня ускользает: оригиналы иных блюзовых вещей (как Natural Blues -- Troubled so Hard) сами по себе сногсшибательны, но стоило ли огород городить и тащить все это на танцплощадку... Моби продавал то, что ему не принадлежит.
Это я к тому, что новый альбом, первый за три года, приятно поражает. Как будто записан на рубеже 80--90-х, откуда родом Моби. До выпуска он говорил, что «хочет возродить некоторые тренды клубной культуры начала 90-х». О да. Такого еще лет сто не услышишь. Потрясающая атмосфера. Весь этот олдскульный хип-хоп, визгливый хаус, вырожденное диско, коммерческий транс с чистым, как слеза, звенящим саундом. Игра контрастов: наглые «черные» голоса против шепчущих «белых», прямые ритмы с элементарными сбивками против симпатичных запоминающихся мелодий. И так далее.
Christophe Marguet, Quartet Resistance Poetique. Itrane (Le chant du monde/Harmonia Mundi). Французский акустический квартет с участием барабанщика Кристофа Марге и известного альт-саксофониста и кларнетиста Себастьена Тексье (кстати, сына ветерана джазовых барабанов Анри Тексье).
У Itrane вполне распространенный в европейском джазе стиль: в меру задумчиво, в меру медитативно. Тягучие мелодии (все пьесы -- оригиналы Марге) сменяются умеренно яростными завываниями альт-саксофона и кларнета, барабанным галопом и бисером фортепиано. Похоже на продукцию лейбла ECM, правда, звучание поострее и поярче. Записано здорово, люди играют замечательно, но как-то настолько правильно, спокойно и интеллигентно, что вся эта смесь джазовых пассажей и этнических мотивов в конце концов оборачивается вполне диетическим блюдом.
Александр БЕЛЯЕВ