Столичным предпринимателям, снимающим офисы и помещения в принадлежащих городу зданиях, стоит готовиться к повышению арендных ставок. О необходимости ежегодно пересматривать размер платежей в сторону увеличения заявил вчера на заседании правительства Москвы руководитель комплекса имущественно-земельных отношений Владимир Силкин. По его словам, сегодня стоимость аренды муниципальных офисов в среднем составляет 49% их рыночной цены, и с такой ситуацией власти города мириться не должны. Правда, в отсутствие мэра Юрия Лужкова, улетевшего в Душанбе, чтобы принять участие в проходящих в столице Таджикистана днях Москвы, чиновники не решились утвердить предложение г-на Силкина о необходимости каждый год повышать ставки почти в 1,2 раза -- ведь это затронет в том числе и
с недавних пор особо охраняемый государством малый бизнес. Однако при всей откровенной «нерыночности» политики московской мэрии можно утверждать, что градоначальник скорее согласится с этими непопулярными мерами, тем более что г-н Силкин предложил сохранить возможность поддержки предприятий и компаний, деятельность которых будет сочтена приоритетной для столицы.
В своем выступлении глава комплекса имущественно-земельных отношений сетовал на то, что Москве за последние три года не удалось кардинально сократить разрыв между муниципальными и рыночными ставками аренды. Доходы городской казны от сдачи в аренду нежилых помещений растут с 2005-го в среднем на 12,4%, однако эти поступления могли быть и больше. Ведь средняя городская ставка, по словам Владимира Силкина, сейчас составляет 5 тыс. руб. за 1 кв. м в год, при рыночной цене в 12 тысяч.
К тому же получить полностью оплату по установленной городом ставке зачастую не представляется возможным из-за нерациональной политики льготирования арендаторов. В частности, г-на Силкина не устраивает, что мерами поддержки «в одинаковой степени пользуются как начинающий бизнес, так и давно работающие предприятия, как малые предприятия, работающие в конкурентных секторах, так и в неконкурентных». Например, по его словам, скидка на арендную плату в размере 50% предоставляется как торгово-закупочным структурам, составляющим 56% всего мелкого бизнеса, так и инновационным и жилищно-коммунальным малым предприятиям, доля которых составляет 8 и 10% соответственно. «Мы фактически предоставляем им конкурентные преимущества, -- сетовал г-н Силкин, -- тогда как для инновационного бизнеса и предприятий сферы ЖКХ даже половина ставки является величиной абсолютно неподъемной».
Владимир Силкин предложил свою схему поддержки предпринимателей, занимающихся приоритетной для города деятельностью: в течение первых четырех лет работы применять к ним при заключении арендных договоров понижающие коэффициенты в размере 0,5, 0,6 и 0,75 от городской ставки.
Реализация таких мер, уверен глава комплекса имущественно-земельных отношений Москвы, позволит увеличить доходы от аренды с 10 млрд руб. в 2009 году до 14,3 млрд руб. в 2011 году. При этом потери от адресной поддержки бизнеса составят не более 2% от этих сумм. Правда, г-н Силкин оговорился, что в условиях дефицита в Москве офисных и производственных площадей (а требуется дополнительно не менее 15 млн кв. м) финансовую сторону аренды не всегда надо ставить во главе угла, дабы «обеспечить доступ приоритетных предприятий к помещениям». Чиновник еще раз посетовал на то, что в последнее время, когда право аренды выставляется на аукцион, некоторые нужные городу компании просто отсекаются фирмами, располагающими большими оборотными средствами. В качестве примера он привел ситуацию на одном из последних конкурсов в Юго-Восточном округе, где на 13 лотов претендовало 113 организаций, и в итоге цена выросла до 53 тыс. руб. за квадратный метр. «Прозрачную и лишенную коррупционности систему доступа» к подобным конкурсам еще предстоит разработать, уточнил Владимир Силкин.
Готовность комплекса имущественно-земельных отношений сохранить касту «избранных» арендаторов тут же вызвала споры между чиновниками, каждый из которых пытался доказать, что таковые имеются в подведомственной ему области. Глава департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков заметил, что доходы казны от предприятий его отрасли в несколько раз превышают доходы от сдачи городского имущества в аренду и в прошлом году составили 58 млрд руб. Его явно возмутило, что торговые предприятия в обозначенные г-ном Силкиным приоритеты не попали. По той же причине возмущался и руководитель департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев, который недосчитался в проекте г-на Силкина нескольких льготных категорий бизнеса. А префекты и руководители других городских отраслевых ведомств и вовсе стали жаловаться не только на нехватку помещений под социальные нужды, но и для размещения собственных сотрудников.
Владимиру Силкину пришлось объяснять, что
задачи по сокращению дефицита офисных площадей как для бизнесменов, так и для чиновников лежат вне его компетенции. В беседе с журналистами он лишь уточнил, что сегодня из 47 млн кв. м нежилых помещений города на коммерческую аренду приходится лишь 6 млн кв. м., остальные же и так заняты различными городскими учреждениями. По поводу же строительства новых офисных и производственных зданий г-н Силкин переадресовал коллег к руководителю стройкомплекса Владимиру Ресину, который вел заседание вместо отсутствующего градоначальника. Но последний предпочел быстро завершить обсуждение.