Известный исламский философ, председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль объявил вчера на пресс-конференции в Москве, что у мусульман нашей страны есть пять требований к действующей власти. Неисполнение этих требований, по мысли г-на Джемаля, может поставить под угрозу межконфессиональный и межэтнический мир и в конечном счете целостность государства. Таким образом, журналисты, которые уже попытались обозначить это выступление как ультиматум, оказываются не столь уж далеки от истины -- не вполне понятно только, от чьего именно лица предъявил его г-н Джемаль.
Задачей номер один г-н Джемаль считает как раз возобновление участия мусульманской общины в политической жизни. Надо сказать, что до избрания нынешней Государственной думы в прошлых созывах палаты принимали некоторое участие исламские политические движения -- от подчеркнуто лояльных «Нура» («Свет») и «Рефаха» («Благоденствие») до Союза мусульман России. Лидер последнего Надиршах Хачилаев осенью 1999-го был замечен среди оборонявшихся в осажденных российской армией даргинских селах Карамахи и Чабанмахи, часть населения которых провозгласило шариатское правление и независимость от России. Вчера г-н Джемаль, к слову, с сожалением упомянул
о кончине г-на Хачилаева, застреленного несколько лет назад на ступенях своего дома в Махачкале. И сообщил, что Союз мусульман, находившийся все эти годы в летаргическом сне, снова пробуждается к жизни.
Второе требование -- доступ мусульманской общины к СМИ. Речь, видимо, идет не столько о телепоказах исламских праздников в главных мечетях страны наравне с привычными рождественскими и пасхальными службами, сколько о возможности трансляции ценностей и мнений сообщества по ключевым вопросам общественной жизни.
Третьим пунктом следует не вполне понятное требование о свободных выборах в регионах с преимущественным проживанием традиционных мусульманских сообществ. Если с предположением авторов программы о том, что сейчас в регионах свободных выборов нет, еще можно согласиться, то идея их восстановления исключительно в местах проживания мусульман выглядит несколько странно. Журналисты, кстати, сразу же спросили г-на Джемаля, что он думает
об идее президента Татарстана Минтимера Шаймиева вновь вернуть прямые губернаторские выборы, и он ответил, что это выглядит как попытка г-на Шаймиева вернуть себе роль лидера «региональных баронов», свидетельствующая о развивающемся кризисе федеральной власти.
Четвертое требование -- пересмотреть дела, «сфабрикованные» властями против мусульман. В этот список, вероятно, должны попасть многочисленные дела, возбужденные на Северном Кавказе в рамках борьбы с религиозным терроризмом против тех, чье преступление состоит подчас лишь в следовании предписаниям Корана о молитве и внешнем виде, и аналогичные дела в других регионах. Пример, приведенный г-ном Джемалем, оказался столь же неоднозначен, как большинство этих процессуальных ситуаций. По его словам, в местах лишения свободы томятся
трое осужденных за подрыв магистрального газопровода в январе 2005 года в Бугульме (Татарстан) -- суд-де не принял во внимание алиби, которое имелось у всех этих граждан. Двое из них при этом ранее находились среди военнопленных на американской военной базе Гуантанамо, то есть не могли не побывать в Афганистане в период войны союзников с талибами.
Пятым пунктом г-н Джемаль обозначил отмену решений о признании экстремистскими ряда текстов и книг, содержащих тексты богословского характера. Философ возмущен, в частности, решением суда города Городище (Пензенская область) о признании экстремистским завещания аятоллы Хомейни. Решение, по его словам, принимали «две девушки, одна из которых проработала три года психологом, а вторая -- четыре года филологом, на основании словаря Ушакова и пары учебников по нейролингвистике». Завещание между тем действительно не является самым «зажигательным» текстом аятоллы. Этот текст, адресованный не только мусульманам, но и «угнетенным народам всех вероисповеданий», всего-навсего призывает их тщательнее блюсти основы веры и бороться против «государства-террориста» Соединенных Штатов и их союзника -- «международного сионизма».
Мысль насчет «государства-террориста» Гейдар Джемаль немедленно развил: по его мнению, у России, которая за счет антитеррористического альянса с США пытается вернуться в число великих держав, существует двойственная политика в отношении мусульман. С одной стороны, это попытка выставить мусульман в образе внутреннего врага, в то время как они являются "позитивным и конструктивным элементом российской цивилизации" и готовы к созидательной работе. С другой же -- «политика на вынос», выражающаяся в различных международных конференциях, призванных убедить «арабов, иранцев и малайцев», что Россия очень заинтересована в своих мусульманских гражданах и «развернута лицом» к мусульманскому миру. Кстати, как раз в понедельник в Российской финансовой академии состоялась одна из таких конференций -- «Россия и исламский мир», которую открыл экс-премьер РФ Евгений Примаков и посетил советник президентской администрации Алексей Гришин.
Гейдара Джемаля не без основания тревожат факты давления на его единоверцев -- когда ученые, получающие правительственные гранты, пишут книги, в которых ислам рассматривается как глобальный вызов человечеству, когда ОМОН в Кабардино-Балкарии, собираясь на операцию, говорит: «Идем бить молящихся» и когда фанаты «Спартака» (или похожие на них люди) нападают на прохожих с другим оттенком кожи, волос и глаз. Он полагает, что угрозу взрыва таит в себе ситуация в Ингушетии и на Северном Кавказе в целом, где продолжаются похищения людей и внесудебные расправы. «А вокруг сидят жирные коты, которые только и ждут, чтобы ситуация дошла до критической точки, чтобы извлечь из нее свою выгоду», -- образно обрисовал ситуацию председатель Союза мусульман. Двое сидевших рядом с г-ном Джемалем представителей ингушской оппозиции с осунувшимися лицами революционеров мимически выразили свое согласие.