Время новостей
     N°111, 25 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2008
"Необдуманная щедрость"
Президент и премьер обещают ограничить рост госрасходов
Премьер Владимир Путин вчера достойно ответил на позавчерашнее бюджетное послание президента Дмитрия Медведева "Ориентиры бюджетной политики на 2009--2011 годы". Назвав рост цен "наиболее острой" на сегодня проблемой (президент потребовал от правительства и Центробанка принятия "исчерпывающих мер" на этот счет), г-н Медведев неоднократно обращается в своем послании к необходимости "сдерживать необоснованный рост расходов" и соблюдать бюджетную дисциплину.

Ответ был дан на вчерашнем заседании бюджетной комиссии, которую возглавляет г-н Путин. Можно констатировать: премьер и президент оказались весьма близки -- иногда чуть ли не текстуально -- в изложении своих взглядов на роль бюджетной политики в сдерживании инфляции, как, впрочем, и в ее разгоне.

Вообще-то изначально бюджетная комиссия должна была обсуждать ход исполнения федеральных целевых программ, с которыми у министерств и ведомств не все ладно. Или, как считают отъявленные скептики, все неладно. Но когда высветилась перспектива президентского бюджетного послания, Минфин в авральном режиме все воскресенье уже готовил соответствующие документы.

Во вторник на заседании комиссии по бюджетной политике премьер заявил: «Важнейшая задача -- это, конечно, снижение инфляции до однозначных цифр. -- И осторожно добавил: --В ближайшие годы». «Такой подход, -- объяснил Владимир Путин, -- предполагает ограничение темпов роста необоснованных, неэффективных бюджетных расходов». В свою очередь министр финансов Алексей Кудрин, которому эти слова премьера были близки как никому из присутствующих, огласил отложенный позитивный инфляционный прогноз более конкретно, в цифрах: «Перед нами стоит задача снизить инфляцию к 2011 году до 6%».

Г-н Путин решил все же пояснить, почему государственные расходы росли к настоящему моменту такими впечатляющими темпами (которые некоторые эксперты, впрочем, стали называть угрожающими). «Да, на определенном этапе мы позволили себе более значительные траты. Надо было запускать новые программы развития... Мы взяли на себя и очень большие социальные обязательства», -- перечислял он. Однако добавил к этому решительное "но": «Но необдуманная и необоснованная бюджетная щедрость может нанести ущерб и экономике, и гражданам».

Похоже, энтузиазм премьерская речь вызывала не у всех членов кабинета. Кивали в основном представители финансово-экономического блока да главный банкир страны Сергей Игнатьев. Попавшие в приоритеты г-на Путина главы ведомств -- образования, здравоохранения, обороны и безопасности -- также кивали. Видимо, они понимали, что найдут понимание в случае чего в рамках заявленного премьером объема расходов на новые программы в 2009 году -- более 1 трлн руб. «Превышать эту цифру мы не вправе, -- жестко предупредил г-н Путин товарищей, -- ни с точки зрения закона, ни с точки зрения экономического смысла». И на всякий случай припугнул мировой нестабильностью. Мол, надо «твердо придерживаться принципов» «в условиях возрастающей неопределенности в мировой экономике». «Мы должны действовать максимально аккуратно. Следует быть готовыми к любому развитию ситуации на глобальных рынках, разумеется, включая негативное», -- заключил он.

Все выглядит так, как будто и премьер, и президент готовы к определенному ограничению невероятно выросших аппетитов и некоторому охлаждению расходных настроений. Даже беглое прочтение послания г-на Медведева приводит к выводу: высшее руководство пришло к заключению, что "бюджетное ралли" надо заканчивать. Точнее, выходить на более спокойные темпы роста государственных расходов. В послании не просто говорится об "осмотрительной бюджетной политике" и "минимизации" поправок в утвержденный бюджет. Там говорится и об оценке эффективности использования госсектором и госкорпорациями финансовых ресурсов, оценке государственных программ и возможности отказа от некоторых из них, о решениях в случае необходимости "по прекращению и реструктуризации расходных обязательств".

Конечно, обещать еще не значит "реструктурировать". Однако до сих пор ни г-н Медведев, ни г-н Путин к подобным формулировкам не прибегали. Собственно говоря, особенно отступать уже некуда: потребительская инфляция и непомерный рост издержек в экономике -- вызов, от которого уже невозможно прятаться. Хотя правительство и пыталось, ничего, кроме нескольких скромных монетарных шагов ЦБ да отмененной за неэффективностью продуктовой заморозки, предпринято не было. Теперь наконец дошло уже (по мнению многих экспертов, с изрядным опозданием) до "осмотрительной" бюджетной политики.

Хорошо, если удастся преодолеть эту "необдуманную бюджетную щедрость" (хотя от уже принятых социальных обязательств отказаться невозможно как от "щедрости" обдуманной и неизбежной в условиях высоких цен). Однако за пределами бюджетного послания и заседаний бюджетной комиссии -- просто по законам этого жанра -- остается сам фундамент российской инфляции: отсутствие конкуренции, власть глобальных и локальных монополий, их, по сути, государственная поддержка и ее отсутствие для эффективного частного бизнеса.

Вера КУЗНЕЦОВА, Иван ГОРДЕЕВ